Главная » Новости » Мнения » ОСНОВЫ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ: "ЗА" И "ПРОТИВ"
6 de Abr 10:15

ОСНОВЫ РЕЛИГИИ В ШКОЛЕ: "ЗА" И "ПРОТИВ"

ХрамВ. Путин утвердил преподавание основ религиозных культур во всех школах. В следующем учебном году в школах России начнут преподавать "Основы религиозных культур и светской этики". Школьники и их родители должны выбрать один из шести модулей - или основы православной культуры, или такие же основы ислама, иудаизма, буддизма. Для нежелающих ограничивать себя одной конфессией предлагается изучать основы мировых религий или светской этики.

Напомним, что эксперимент по преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики" был проведен в 21 российском регионе. В нем приняли участие около 300 тысяч учеников четвертых классов.

Ряд авторитетных представителей традиционных религий России высказались об итогах первого года положительно. "Эксперимент удался", - заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Аналогичную оценку дал полученному опыту и заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России Альбир Крганов.

Между тем, по мнению члена Общественной палаты РФ Аллы Гербер, учителя школы полностью не готовы к преподаванию нового предмета. Им "спустили сверху распоряжение, что этот курс должен читаться детям 4-го класса, а в этом возрасте дети еще плохо оперируют понятиями, которые им предложили выучить", - считает она.

По мнению Гербер, в ситуации острой ксенофобии все религиозные вопросы очень опасны. Для того, чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии, уверена она.

Учебники по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" были готовы за 4 месяца. По словам экспертов, подготовить за такой короткий срок учебные пособия отказались даже лучшие религиоведы!

В результате книги вышли "сырыми", с ляпами и нестыковками. Члены Общественной палаты обратили внимание, например, что в курсе ислама нет раздела про шиитов. В некоторых книгах не соответствуют подписи к фотографиям. Раздел об иудаизме проиллюстрирован изображениями мусульманского быта и т. п.

По мнению главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина с написанием учебников для нового школьного курса получилось следующее - "Был указ, его надо было выполнять, а как это делать - никто до конца не знал, и получили довольно уродливый результат".

Более резко об эксперименте высказались представители Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) - протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате РФ. По их мнению, решение о раздельном преподавании основ каждой религии следовало бы считать "если не провокацией, то недоразумением". Они выразили опасение, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности, и предупредили о том, что эксперимент может провалиться.

Результаты сразу двух опросов, проведённых в августе, показали, что половина россиян приветствуют введение в школах преподавания основ религии, а половина - против.

Камышане тоже не остались безучастными к этой теме. На сайте Infokam su развернулась дискуссия:

- Что это опять чудит наш министр Про Фурсенко? Что бы все отделились и смотрели друг на друга как на инакомыслящих? Точно - исполняет волю закордонных заказчиков по развалу России!

- Правда Ваша - Фурсенко никто не потопит. А детям типа нагрузки мало. Им еще подавай.

- Бедные дети и их родители... Сочувствую!

- В Европе во многих школах преподают религию для разных национальностей, и нормально.

- Я против курса "Основ...", только потому, что он включается в программу. То есть придётся исключать из программы какой-то один урок в неделю - математику, русский, природоведение...

- Основы религиозной культуры необходимы жизненно - об этом уже говорено-переговорено везде. Чего пугать-то? И так уже вместо семи - одиннадцать классов люди учатся, за 11 лет всему места хватит, профессором можно стать!

- К сожалению, в последние годы все чаще раздается из уст учителей - "Мы вам не можем в рамках программы дать все необходимые знания, нанимайте репетиторов..."

- "Основы светской этики" - не вопрос, не помешает! А вот религия - вопрос спорный!

- С какого класса начнут забивать головы ученикам? Если об этике нужно твердить с детского сада, то с религиями можно и погодить, пока "личность" сама не определится, во что ей верить и что исповедовать. Факультатива бы вполне хватило!

- Бред! Религиоведение есть в институте - этого достаточно.

- Более всего непонятно, откуда будут школы брать преподавателей... Кто-нибудь знает?

- Слышала, что при советской власти священники перед КГБ отчитывались о своей работе... И заметьте, церковь работает при любой власти. Хорошо, что у нас пока еще Конституцией она отделена от государства и государство - от церкви.

Мы решили провести свой собственный опрос. С просьбой поделиться своим мнением на этот счет мы обратились к жителям Камышина, случайным прохожим. Публикуем их ответы.

Светлана Александровна:

Светлана

- Я пока не знаю, как к этому относиться... У меня сын через год пойдет в первый класс. Главное, наверное, как это все будет преподноситься. Если навязчиво, то я - против! А если, так, понемногу, в разумных пределах, то пусть. Главное, чтобы это было не за счет сокращения основных предметов программы - русского языка, математики, литературы, истории. Если только ради изучения "Основ религии" в школьном расписании будут убирать другие уроки, то я категорически против! Категорически!

А вот насчет "Основ светской этики" - я не против. Но, опять же, не за счет сокращения школьной программы, а на дополнительных занятиях - на факультативах, классных часах.

Алина:

- Я поддерживаю - нам надо знать основы религии, это наша культура. И, думаю, Алиначто для детей это будет полезно - может быть, они станут добрее, меньше будет агрессии в обществе. И если выбирать между "Основами религии" и "Основами светской этики", то я бы выбрала первое. Думаю, что это не должно быть за счет сокращения других предметов. И не должно быть в больших объемах, чтобы не стало для детей еще большей нагрузкой - раз в неделю и не более того.

Думаю, что основы православия должны преподавать детям служители церкви, а не учителя. Но, вот кто будет преподавать ислам, буддизм, иудаизм, вот этого уж я не знаю!

Елена Владиславовна:

Елена

- У меня дочка учится в школе, и мы с ней уже решили, что она будет изучать "Основы светской этики". Думаю, что эти знания девочке будут очень полезны, и в дальнейшем пригодятся.

Почему не выбрали основы религии? А зачем? Мы и так православные! Я считаю, что преподавать основы религии в школе совсем ни к чему! Особенно ислам, буддизм, зачем? Кто это будет преподавать? Все равно специалистов нет. А что касается православия - При Свято-Никольской церкви есть воскресная школа - пожалуйста, кто хочет, посещайте, занимайтесь! Ходите в церковь. А в школе, я считаю, это лишнее. Если семья верующая, она и так воспитает ребенка в той религии, которую исповедует. И школа в это вмешиваться совсем не нужно! А вот знание этикета нашим детям не помешает!

Валентина:

- Я, думаю, что основы религии все же изучать нужно! Может быть, это как-то Валентинаповлечет за собой изменения в самосознании и поведении школьников, привьет им какую-то ответственность. И, если уж они не боятся родителей, учителей, то может быть, будут бояться Бога?

Но, я считаю, что раз мы живем в стране, где в основном исповедуется православие, то и приоритет должен отдаваться изучению этой религии! И если уж в школе вводится предмет "Основы религии", это должно быть в первую очередь - основы православия. А те, кто к нам приезжает, будьте добры, изучайте нашу культуру! Потому что, когда мы приезжаем в другие республики, то там к нам относятся именно таким образом - там на первом плане национальная культура - обычаи, традиции, религия, язык...

Мой сын пострадал от межнациональных конфликтов. И если бы у нас в России всех приезжих обязали бы уважать нашу культуру и изучать основы православия, то этого не происходило бы!

Конечно, нельзя запрещать людям других вероисповеданий изучать свою культуру и свою религию. Но это должно быть не основным предметом в школе, а в качестве кружка или факультатива.

Дмитрий:

Дмитрий

- Лично я был бы не против того, чтобы моему ребенку преподавали в школе основы религии. Я считаю, что каждый образованный человек должен владеть такими знаниями. И даже неважно, будут ли это основы православной культуры, или основы мировых религий вообще. Каждая религия учит только положительному. Поэтому, если дети будут изучать каждый ту религию, которую исповедует его народ, то в этом ничего плохого нет. И вряд ли нужно опасаться межрелигиозных конфликтов - эти конфликты придумывают политики, кому это выгодно! Другое дело, как это будет преподаваться. Самое главное, чтобы это было по-умному, грамотно, и не за счет других школьных предметов. Лучше ввести дополнительные часы - чем больше дети будут заняты, тем меньше они будут болтаться по улице без дела, меньше будут хулиганить! А кто против, кто не хочет изучать основы религии, пусть учит правила светского этикета. Это тоже очень полезно!

Ольга Михайловна:

- Сейчас молодежь настолько безнравственна! Уже выросло целое поколение, дляОльга которого нет ничего святого! Вот есть у меня молодая соседка, у нее двое детей. Так вот послушаешь, посмотришь, как она с ними обращается - да это просто ужас какой-то! Я со своей кошкой и то ласковее обращаюсь! Она на них кричит, пинает: "Пошел отсюда!" Они ей, видите ли, мешают на компьютере
играть или пиво пить!

Но ведь раньше такого не было! Когда-то в России преподавали Закон божий. И тогда люди так не грешили, как сейчас! Любая религия учит миролюбию. Поэтому, наверное, это нужно - ввести в школьную программу преподавание основ религии.

Наталья Юрьевна:

Наталья- Я тоже считаю, что религия, это часть нашей культуры и знать хотя бы основы религии нужно! Но только эти знания надо давать ни в коем случае не за счет знаний по другим предметам, не за счет сокращения истории, литературы. Ведь что такое литература - это же основа основ для воспитания нравственности! Конечно, и знания основ религии нужны, но так, чтобы не было никаких перекосов!

Преподавать этот предмет, на мой взгляд, должны священники. Все-таки, у них есть в этой области специальное образование, есть опыт работы с людьми. Они смогут доходчиво объяснить, рассказать. Я думаю, это будет способствовать воспитанию духовности, может быть меньше станет бездушия, жестокости, агрессии, алчности.

Так или иначе, тема эта деликатная, и суеты не терпит. Есть мнение экспертов, что религия в наше смутное время хороша тогда, когда ее семена падают в сердца просвещенных людей, духовно развитых, обладающих иммунитетом к фанатизму и суевериям.

Преподавание же предметов, которые этот иммунитет развивают - литературы, истории, языков - как раз и планируется сократить по новой образовательной реформе. Что случится с зернами религиозного сознания в этой "безгуманитарной" пустыне? Будут ли они восприняты адекватно? Есть опасение, что из-за деятельности реформаторов российского "большого" образования, они могут прорасти зубами дракона.

Общественное мнение изучала Л. Курсекова