Главная » Новости » Литературные встречи » Хороший стиль - это прямой путь к сознанию читателя.
26 июня

Хороший стиль - это прямой путь к сознанию читателя.

сивковаСивкова Валентина Петровна - преподаватель русского языка и литературы. Заслуженный учитель школы Российской Федерации, автор нескольких книг: "Штрихи к портретам" (о людях г. Камышина), "Мелодия дорог" и "В объективе странствий" (о путешествиях, написанных в форме путевых заметок). 

- Валентина Петровна, я знаю, что у Вас очень большой педагогический стаж. И Вы до сих пор не расстаетесь с преподавательской деятельностью. Люди по-разному приходят в эту профессию. А как это было у Вас?

- Честно говоря, ни в какой другой профессии я себя не представляла. Рядом был живой пример: папа преподавал историю. Мне нравилось все, что было связано с этим: книги, карты, ученические тетради, даже большой красный карандаш - предмет моих детских вожделений. Я рано приобщилась к чтению художественной литературы, и когда увлечение было направлено учителями в нужное русло, я поняла, что альтернативы для меня просто не существует. Профессия учителя в то время была очень популярна среди молодежи. В год моего поступления на филфак Волгоградского пединститута конкурс превышал восемь человек на место.

- А с какими профессиональными трудностями столкнулись Вы? Что было самым сложным?

- Трудностей было достаточно, как в любой другой сфере, где приходится иметь дело с людьми: учениками, их родителями, коллегами. Самыми сложными были первые годы. Представьте себе молоденькую девушку, которая по распределению попадает в заволжскую глубинку. Середина августа. Уже на второй день меня останавливает группа подростков и спрашивает, в каком классе я буду учиться. Отшутилась, но интригу сохранила. С первых дней учебного года я поняла, что детей, особенно 5-7-классников, не очень-то интересуют мои знания и методические приемы - прежде всего необходимо было наладить межличностные отношения, постигать характер каждого ребенка, искать точки соприкосновения. Все это требовало времени, терпения и желания во что бы то ни стало развернуть ситуацию в нужном направлении. Школа испытывает человека на прочность. Кто-то не выдерживает и уходит уже через год. У меня получилось, я осталась в профессии навсегда.

- Какие из своих достижений Вы считаете самыми значимыми?

- Наверное, главное из них - это то, о чем я только что говорила. Важно не то, как ты вошел в профессию, а как сумел остаться в ней. Не потому, что некуда идти, а потому что сросся с ней душой и получаешь удовлетворение от результатов своего труда. Может быть, сегодня это звучит странно и почти неправдоподобно, но у меня было именно так. Были и награды, и звания; и не скажу, что меня это нисколько не грело. Сейчас все больше заботятся о материальной выгоде, наше поколение было воспитано на других ценностях. Я всегда издалека следила за лучшими своими учениками, которые сумели взять от меня больше других, и искренне радовалась их успехам. Среди них немало научных сотрудников - докторов и кандидатов филологических наук, которые работают в вузах нашей страны и за ее пределами. А звонят чаще бывшие "троечники": они как-то больше ценят тех, кто помог им преодолеть трудности и обрести свое место в жизни.

- Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои же принципы?

- Я сформулировала бы иначе: приходилось ли идти на компромисс? Конечно, жизнь не стерильная палата. А переступать приходилось в интересах самих же учеников. Вспомните Лидию Михайловну из "Уроков французского". Нет, в 70-е, когда я начинала, подкармливать уже никого не требовалось. Но необходимо было выпускать из школы тех, кто по большому счету не подлежал обучению. Шел этот парень с подаренной "тройкой" в ПТУ и становился хорошим рабочим. Такая вот диалектика жизни. Как писал Вл. Солоухин: "Ты никуда не денешься, хоть плачь, от прямиков, окольностей, кружений, от дерзновенных взлетов и крушений - от всех своих побед и неудач".

- И все-таки вернемся к Вашему литературному творчеству. Что-то послужило толчком к его началу?

- Никакого толчка не было, я занималась этим всю жизнь. Немного печаталась еще в вузовской многотиражке, потом делала какие-то материалы по просьбе районной газеты в Заволжье. Приехав в Камышин, периодически сотрудничала с "Ленинским знаменем" (нынешним "Диалогом"), писала для газеты комитета по образованию "Камертон". Несколько десятилетий вела дневник и очень любила писать письма. У меня и сейчас есть в электронном виде еще одна готовая книга, созданная как своего рода "письмовник". Но печатать ее я все еще не рискую - слишком много личного. В 2011
году, когда я уже вышла на пенсию, вдруг появилось желание рассказать близким и друзьям о своих многочисленных поездках по стране и зарубежных маршрутах. И уже в следующем году вышла книга "Мелодии дорог". В 2017 я вплотную работала над очерками о творческих людях нашего города. "Штрихи к портретам" - так называется эта книга - увидела свет в прошлом году. А к своему юбилею я собрала материал о поездках после 12-го года, дополнила двумя ретро-очерками о Москве и Петербурге и выпустила в свет, по сути, продолжение "Мелодий...", но уже под другим названием - "В объективе странствий".

- Что для Вас самое сложное в литературном творчестве?

- Поскольку я пишу в жанре публицистики, особых мук творчества не испытываю: ведь я ничего не сочиняю, просто фиксирую результаты собственных наблюдений. А вот в плане языка приходится работать очень много. Я воспитана на добротной классике, и помимо содержания, для меня очень важной составляющей является форма. Мне нравится работать над каждой фразой, оттачивать ее, делать легкой и по возможности эмоционально окрашенной. Я понимаю, что хороший стиль - это прямой путь к сознанию читателя.

- Спасибо Вам за беседу! Желаю дальнейших творческих успехов!

Елизавета Акимова

На фото Сивкова Валентина Петровна