Главная » Новости » Страницы истории » Улица Петра Великого
27 апреля

Улица Петра Великого

Прогулки по городуИстория города в названиях улиц

В прошлый раз мы прогулялись по некогда главной и самой старой улице нашего города – Астраханской. А сегодня предлагаю совершить путешествие в противоположном от Камышинки направлении и познакомится с историей ещё одной «древнейшей» улицы Камышина. Она находится в северной части города и вместе с улицей Старогородской сможет также о многом нам рассказать.

Когда-то они были достаточно заметными на исторической карте Камышина. Ныне от них остались одни названия. Петровская названа в честь человека, благодаря которому Камышин получил своё второе рождение – Петра Великого. Эта улица довольно протяжённая и идёт параллельно Волге, недалеко от берега. А начинается от того места, которое было колыбелью нашего города. К сожалению, материального подтверждения этому сегодня мы уже не найдём.

Напомню историю. Как известно, для защиты Волжского торгового пути в устье Камышинки уже в первой половине XVII века устраивался летний острожек. В 1668 году английский полковник Томас Бейли построил здесь небольшую крепость, которая изначально называлась Камышенка и находилась на левом, высоком берегу (территория, примыкающая к зданию бывшей железнодорожной школы № 46). В 1670 году первоначальная крепость была полностью разрушена войском С. Разина и перестала существовать. И лишь в 1697 году была выстроена новая крепость, получившая название Дмитриевск (в 2017 году можно отметить её 320-летие). Своё имя город получил по названию «первосозданной церкви великомученика Димитрия», в честь Димитрия Солунского. И вот что интересно.карта

В период строительства Дмитриевск состоял как бы из двух городов – левобережное поселение сохранило своё историческое название и именовалось «Камышенка-город», а правобережная крепость, где располагался «мозг» стройки – управление работами и технические помещения, – получила уже новое имя – «Пётр-город». Когда прекратилось строительство канала, «петровское» название постепенно вышло из употребления. Всё поселение называлось Дмитриевском – как, впрочем, и в официальных документах петровского времени. Пётр-реформатор развил кипучую деятельность, о чём свидетельствуют такие названия, как Петербург, Петрозаводск, Петродворец, Петровск (Саратовская обл.), Петров Вал (Волгоградская область), Петровск – порт на Каспии (нынешняя Махачкала) и др. Напрашивается показательная аналогия. Общеизвестно, что в апреле 1703 года в устье Невы Пётр I определил место для строительства города Санкт-Питер-Бурх («крепость Св. Петра») – Заячий остров. 29 июня 1703 г. в крепости был заложен деревянный храм Петра и Павла, крепость стала называться Петропавловской. Вскоре новорождённому городу суждено было превратиться в новую столицу Российской империи. А вот нашему Пётр-граду, к сожалению, не повезло – «царское» название на исторической карте Поволжья не закрепилось. Не устояло под натиском времени и название Дмитриевск – чтобы ничто не напоминало о пугачёвском бунте (где Дмитриевск тоже отметился), Екатерина II приказала вернуть городу первоначальное название – Камышин. От Петра Великого здесь осталось только название одноимённой улицы, по которой мы и проведём небольшую экскурсию.

дом МаресьеваСвой путь начинаем от 6 микрорайона и едем по направлению к Стеклотарному заводу. Переезжаем железнодорожное полотно. С левой стороны высится 14-этажная высотка под номером 30. На этом месте раньше располагалось двухэтажное деревянное здание под номером 37, где проживали работники лесозавода. 16 мая (по официальной версии 20 мая) 1916 года здесь в одной из семей на свет появился мальчик, названный Алёшей. Он рос слабым ребёнком, часто страдал от сильных ревматических болей в ногах. В 1924 году пошёл в 1-й класс «старогородской» («лесозаводской» – как её называли) школы им. Н.А. Некрасова, которая находилась недалеко от дома. После окончания шести классов начал работать маслёнщиком на лесопильном заводе. Учился в ФЗУ, осваивал токарное дело, помогал соседям по хозяйству. Спустя много лет Алексей вспоминал: «Однажды я набирал воду из Волги и наливал её в бочку, чтобы привезти домой. Вдруг слышу какой-то непонятный рокот над головой. Посмотрел вверх, в небо – а там самолёт. Настоящее чудо! Я загляделся в небесную синь, потерял равновесие и – бултых в воду! Вот так я и «заболел» небом». Это был момент рождения для больших свершений будущего Героя Советского Союза, Настоящего человека – Алексея Петровича Маресьева. К сожалению, ни родной дом, ни школа, ни здание лесозавода не сохранились. Они были снесены при застройке 6 6 мкр.микрорайона.

А заводов в Камышине дореволюционном и первых лет советской власти было предостаточно. Граф Дмитрий Олсуфьев, подаривший городу жемчужину Нижнего Поволжья – Земский дом (нынешнее здание краеведческого музея), отмечал в своих записях: «Барышни, зажимая носики, жаловались на вонь от кожевенных и салотопных заводов. Мещане плевались и махали руками на облака пыли от алебастровых и известковых заводов». Были ещё кузницы, скотобойни, лесопильные заводы и паровая мельница. Лес в Камышин шёл с верховьев Волги плотами и на баржах. Для удобства транспортировки брёвен на крутом берегу Волги в 1885 году был пробит туннель и устроена так называемая «лесотаска». Посредством этих сооружений прибывшие по Волге брёвна подымались наверх, к лесопильным заводам. Лесопиление стало развиваться в нашем городе по причине увеличения торговли лесом. Такой торговле в свою очередь лесотаскапоспособствовало прокладывание железнодорожной ветки Тамбов – Камышин в 1894 году. Готовые доски и брус отправлялись по железной дороге в южные губернии России. Механическая лесотаска, построенная обществом Рязано-Уральской железной дороги, позволила подымать до 2-х тысяч брёвен в сутки. Для их распиловки было построено четыре паровых лесопильных заводов, которые разрабатывали на доски до 1000 брёвен в сутки. Такой суточный объём работ трудно представить даже в наши дни. Пять небольших камышинских лесозаводов были главными промышленными предприятиями города в первые годы советской власти.

В начале 1950-х годов в связи со строительством хлопчатобумажного комбината и посёлка текстильщиков, на берегу Волги (неподалеку от нынешней автобусной остановки «Лесозавод» – название по иронии судьбы сохранилось) стройтрест № 110 возвёл новый деревообрабатывающий комбинат, известный впоследствии как деревообрабатывающий цех ДОЦ-9. Он выпускал различные столярные изделия: оконные рамы, двери, доски для полов, щиты, опалубку, штакетник, паркет и просто пиломатериалы. Его директором стал прибывший в Камышин в 1952 году выпускник Архангельского лесотехнического института, Герой Советского Союза Владимир Федорков – будущий директор Камышинского завода СМИ.

корпус бывшего военно морского авиационного училищаПо адресу ул. Петровская, дом 75 стоит малоприметное двухэтажное здание. Немногие знают, что в нём с 1954 года размещался штаб военно-морского минно-торпедного авиационного училища. А рядом с ним, за высоким каменным забором, видны здания жёлтого цвета, в которых сегодня базируется бригада радиационно-химической защиты. Ранее же здесь были учебные классы, лаборатории и казармы Камышинского военно-морского авиационного училища, которое работало в нашем городе на протяжении всего шести лет, во второй половине 50-х гг. прошлого века. Училище с таким необычным названием было учреждено в разгар «холодной войны», когда возникла необходимость развивать морскую авиацию, чтобы противопоставить её американским авианосцам. Для этого нужны были подготовленные морлёты – морские лётчики. Организатором и первым начальником училища был полковник, ас морской авиации Максим Чибисов – настоящий герой Великой Отечественной войны, в 1944-45 гг. возглавлявший спецгруппу по переброске из США гидросамолётов «Каталина» для нужд ВМФ Советского Союза. Такова была помощь Америки нашей стране по договорам ленд-лиза. С 1947 по 1951 гг. Чибисов осваивал Арктику – был начальником Управления полярной авиации Главсевморпути. ЧибисовКамышинское училище он возглавлял с 1954 по 1957 гг. Здесь, в Камышине, ему было присвоено звание генерал-майора морской авиации. Сегодня, кроме зданий, никаких следов этого училища не осталось. Оно было секретным во время своего существования и пронесло этот ареол до сих пор, поскольку рассказать о нём сегодня могут очень немногие камышане.

Чуть дальше по нашему маршруту расположился бывший Камышинский консервный завод. Ответвление от Петровской улицы приведёт нас к въезду на некогда известное предприятие пищевой промышленности. Оно возникло в период советской индустриализации в 1934 году. В августе-сентябре 1941 года часть завода была эвакуирована на Алтай, в город Бийск. На оставшемся оборудовании предприятие продолжало выпускать свою продукцию и снабжать консервами Донской и Сталинградский фронты. В его цехах освоили выпуск солдатских котелков и ракетниц, витаминов «С» для камышинских госпиталей. Осенью 1942 года консервный бомбила немецкая авиация, как и открывшийся поблизости от него накануне войны стеклотарный завод. Но производство не остановилось. Наибольших успехов коллектив завода добился в 1970-80-х годах. В то время с конвейера завода сходило до 30 видов консервов. Ежегодный выпуск составлял более миллиона банок, а дневной выпуск, по данным 1986 года, составлял 65 тысяч(!) условных единиц. Высоко ценили камышинские консервы северяне. А знаменитая кабачковая икра из Камышина славилась во многих районах страны.

Однако в новые времена завод не смог устоять под натиском экономических реалий капитализма и вынужден был закрыться. В отличие от Камышинского стеклотарного, который и сегодня составляет существенную статью дохода в городском бюджете. У проходной стеклотарного завода наше путешествие по Петровской улице заканчивается. Но прежде несколько слов о Камышинском стеклотарном. На сегодняшний день он является ведущим предприятием в городе. Такая же роль была у него и перед войной. Вступив в строй 20 апреля 1939 г., уже к концу года здесь было выпущено 11 миллионов стеклобанок. В период грозных испытаний на заводе был налажен выпуск автоматов ППШ, ротных 50-миллиметровых миномётов, бутылок и шаров для горючей смеси, окопных печей и много чего другого. До сего дня коллектив стеклотарного гордится своим Героем Советского Союза Михаилом Павловичем Вовком. В 1936 году, после окончания индустриального техникума, он прибыл с Украины на Волгу, на строящийся завод. Отсюда его провожали в армию. Своё геройское звание командир батареи М. Вовк получил в битве за Днепр в сентябре 1943 году. После войны он жил в Севастополе, до 1972 года служил в рядах Советской Армии. В 1984 году приезжал в Камышин и посетил родное предприятие, проторившее ему дорогу в большую жизнь.

В послевоенный период на заводе была достроена вторая очередь, и ежегодный выпуск его продукции достиг 77 млн. стеклобанок. А по данным 1986 года, их суточный выпуск составил 1,1 млн. штук. В период 1980-х завод достиг наибольшего развития. Директорами тогда были В.А. Махарадзе и А.В. Хоботов. При них завод стал самым крупным в России. География поставок его продукции распространилась не только на Россию, но и на ближнее зарубежье.

Итак, наша прогулка по некогда значимой для нашего города улице подошла к концу. Вроде бы неприметная, серенькая сегодня, она рассказывает нам интересную историю своей прошлой жизни. Более того, можно сказать, что она ознаменована именами аж четырёх героев Великой Отечественной – трёх Героев Советского Союза (А.П. Маресьев, В.А. Федорков и М.П. Вовк) и именем аса морской авиации М.Н. Чибисова. Наверняка Пётр Великий, с чьего имени улица начала свою биографию, мог бы гордиться последователями своих героических начинаний.

Виталий Королев, член Союза журналистов СССР, член литобъединения «Родник».

На снимках:

Камышин и Пётр-город на карте 1699 года;
Родной дом А.П. Маресьева;
панорама будущего 6-го мкр. до затопления. (Слева видна старогородская семилетняя школа, справа – бывшая 46-я ж.д. школа);
камышинская «лесотаска»;
главный корпус бывшего камышинского военно-морского авиационного училища (внизу – туннель, оставшийся от «лесотаски»);
начальник училища генерал М.Н. Чибисов.