Главная » Новости » Культура и искусство » О "грешках в полете" и не только
22 марта

О "грешках в полете" и не только

Режиссер постановщик Яна Арзамасцева27 марта - Всемирный день театра

В Камышинском драматическом театре идут последние приготовления к показу очередной премьеры. Это бессмертная комедия французского комедиографа XVII века Жана Батиста Мольера "Лекарь поневоле".

Мольер - одна из самых загадочных личностей XVII века во Франции. О нем ходят множество невероятных легенд, ему приписывают самые скандальные истории, касающиеся его личной жизни. Относительно его характеристики исследователи спорят до сих пор.

К сожалению, о Мольере осталось крайне мало данных. Известно, что Мольер - это псевдоним, настоящее имя классика - Жан Батист Поклен, он сын почетного советчика короля, создателя специализированной школы для придворных детей, в которой учился и сам Жан Батист. Получив прекрасное образование, он отказался от благополучной оседлой жизни, от возможности построить прекрасную карьеру, а предпочел долгие годы скитаться по стране с бродячей актерской труппой, ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание и заработать денег для постройки собственного здания для выступлений.

В жизни Мольера были и взлеты, и падения. Его произведения и превозносили, и запрещали. Несколько месяцев автор бессмертных комедий провел в тюрьме. Но до последнего часа он был предан своему делу - писал пьесы и сам играл в них. Мольера считают реформатором театра, создателем новых комедийных жанров. Его пьесы пользовались ошеломительным успехом у публики.

Умер он практически на сцене - прямо во время представления Мольер лишился сознания и через несколько часов его не стало. Хоронили выдающегося драматурга ночью, чтобы не разразился скандал, в те времена было запрещено хоронить артистов на общем кладбище. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом.

Эта историческая справка поможет зрителю настроиться на премьеру, которая состоится уже в предстоящие выходные дни. Накануне премьеры режиссер-постановцик спектакля Яна Арзамасцева, несмотря на острый дефицит времени, согласилась дать нашей газете интервью. Публикуем запись нашей беседы:

- Яна Александровна, почему все-таки выбран Мольер?

- Потому что весной всем очень хочется чего-то новенького, хочется свежего воздуха... Необходима комедия, чтобы зрители проснулись, почувствовали весну... А поскольку у нас дата премьеры совпадает с Днем театра, то Мольер подходит более чем кстати! Да и какой уважающий себя театр не берется ставить Мольера - это любимый классик, он бессмертен, и темы его бессмертны! А почему именно "Лекарь"? У меня давно уже были задумки поставить комедию Мольера. А зимой, когда мы собирались на гастроли в Израиль, я кинула в сумочку книжку Рабле, это один из любимейших писателей Мольера, и он некоторые мелкие сюжетики у него заимствовал. Немая жена, это как раз оттуда! Это меня и натолкнуло - а почему бы не "Лекарь". Мы получили "добро", взялись за постановку...

- Легко или сложно было работать, все ли получилось?

- Есть много нюансов. Мольер - с одной стороны, всем известный, а с другой стороны, сложный, его творчество сравнимо с творчеством Чехова. А кроме того, на чаше весов - классика и наша современность. И как это совместить - классицизм и нашу эпоху постмодернизма? Тут есть над чем подумать! Хочется преподнести этот материал через призму нашего, современного мироощущения, мировоззрения и понимания Мольера. Но там есть некая структура, которую мы не имеем права разрушать, вот в чем сложность...

Для структуры драмы Мольера характерна открытая форма лицедейства, то есть склонность апеллировать масками вместо живых людей. Характерна динамика внешнего построения действия, то есть все быстро меняется, не растягивается во времени. И самое главное - надо уметь сказать о низких предметах высоким стилем! Вот такой полет! Ведь в пьесе в центре внимания человеческие грешки, но они - "в полете" - преподносятся ярко, завуалировано!Сроки у нас были сжатые, у актеров большая загруженность, только что прошла еще одна премьера, но ребята понимают ситуацию, спасибо им за это! В первую очередь мы думаем о  зрителе. Надеемся, что это будет праздник со всеми вытекающими обстоятельствами!

- Сейчас рассмешить народ, наверное, тяжело?

- Тяжело. Хочется рассмешить... Но не просто "показать пальчик"... Дело в том, что если до Мольера театр имел функции исключительно развлекательные, то Мольер затрагивал в своих пьесах серьезные проблемы, а все недостатки в обществе он высмеивал очень тонко, через аллегорию, через подтекст, через какие-то другие театральные приемы... Все очень не просто. Потому что читать с листа - это одно, у каждого человека свой внутренний мир, свое образное мышление. А когда хочешь перенести это на сцену - это совершенно другое. Мы взяли два перевода пьесы. Кое-какие фразы нам показались более яркими и выразительными в одном переводе, другие - во втором, а что-то внесли свое...

Мольер очень хитро задумал - он дал нам некую основу, "скелетик", а "все остальное, господа, вы уж додумайте сами!" Потому что такая история могла произойти в любое время, в любой стране, в любом месте! Все мы люди, и везде мы одинаковы! И эти интрижки могут
разворачиваться по-разному, а как их развернуть...? Тут игра должна быть очень интересная.

Материал благодатный, здесь есть, где посмеяться, мы сами во время репетиций, бывает, смеемся. Но необходимо прочувствовать тонкую грань, чтобы не уйти в открытую форму клоунады, и наоборот, не перестараться с серьезностью! Ведь на самом деле на Жизнь надо смотреть проще и принимать людей такими, какие они есть. Надо сопереживать им с юмором - это главное! Потому что, если бы мы только винили друг друга и махали кулаками, то мир, наверное, уже перевернулся бы.

- Кто играет главного героя, Сганареля?

- Юрий Юдин. Эта роль требует очень большой работы и души, и тела, много фантазии и обязательно чувства юмора, потому что без чувства юмора к Мольеру вообще приступать нельзя! Это очень сложно, даже намного сложнее, чем бывает иногда играть драму.

- Кто еще из артистов занят в спектакле?

- Артисты Юрий Щербинин, Мария Тульникова, Роман Петров, Алексей Перетятько, Дарья Манвайлер, Ксения Криницына-Сажина. Помимо основных действующих лиц мы ввели еще несколько персонажей - общество. Они будут присутствовать на нашем балу "Празднике жизни".

- Успех спектакля во многом зависит от художественного оформления. Скажите что-нибудь и об этом. Художник оформитель Олеся Дворовая

- Мы пригласили художника из Минска Олесю Дворовую, с которой зритель знаком по работе "Конек-Горбунок". Она яркая, амбициозная, быстрая, что тоже очень важно, потому что сроки нас поджимают, умеющая работать с новыми формами. Спектакль у нас будет очень яркий, красочный, с масками, музыкальный, танцевальный, мы стремимся сделать так, чтобы это было очень празднично, весело, по-театральному!

- Порой режиссеры, стремясь осовременить классику, делают ее неузнаваемой! Удалось ли Вам найти баланс между классицизмом и современностью?

- Мы не делали модерновый спектакль. Но в костюмах есть элементы гротеска, модерна... Чтобы зритель поверил - эта история, хоть и выдуманная, но она наша, она сегодняшняя! Мы не хотим делать ее заумно-правильной, а решили немножко "похулиганить" и, отдавая дань именно театру, постарались сделать что-то необычное, заманчивое! Чтобы зритель не просто созерцал, а еще и думал. А после просмотра спектакля ему захотелось бы открыть книгу и почитать. Ведь на одном "Лекаре" не заканчивается Мольер, у него еще множество произведений!

- Я слышала, что на премьеру собираются приехать депутаты областной и Государственной дум. Не давит ли это вам на плечи дополнительным грузом ответственности?

- У меня нет ощущения, что "к нам едет ревизор!" Мы работаем спокойно, в обычном режиме. Депутаты - это те же зрители. А для нас это дополнительные зрители, и поэтому мы рады, что они к нам приедут! Кстати, у Булгакова в книге о Мольера есть мольеровское выражение об отношении к власти: "Как мы любим власть! Потому что, если у власти все хорошо, то и у театра все будет превосходно!" Ведь всегда любой театр существовал за счет государства, за счет властьимущих. И если у них все хорошо в финансовом плане, то они будут давать средства на развитие театра! Поэтому театр и власть неразделимы! И какая у нас в обществе культура, такая и власть. А если хочется поднять уровень жизни в государстве, то надо начинать прежде всего с книги, с культуры, с театра... К нам едут депутаты, и это для нас, как мне кажется, хороший знак! Очень хочется взаимной любви!

- Спасибо Вам за интересную беседу! Успеха вам! А коллектив театра поздравляем с Международным днем театра! И желаем нашему театру сплошных аншлагов!

А зрителям напоминаем: премьера состоится 25 и 26 марта.

Подготовила Л. Курсекова

Фото автора