Главная » Новости » Страницы истории » Они бомбили Берлин
13 апреля

Они бомбили Берлин

Михаил Васильевич Водопьянов22 июня 1941 года - трагическая дата в истории Великой Отечественной войны. В этом году мы не только отступали, героически обороняясь, но и наносили бомбовые удары по Берлину. В августе 1941 года немецкое радио сообщило о налете на Берлин английской авиации. Англичане эту информацию опровергли. Когда стало известно, что Берлин бомбили русские, это стало шоком для немцев. Ведь Геббельс уже объявил на весь мир, что советская авиация уничтожена. А шеф Люфтваффе Геринг заверял: "Ни одна бомба не упадет на столицу рейха".

Первый удар по Берлину

Идея о воздушных налетах на вражескую столицу зародилась в штабе ВВС ВМФ сразу же после первых налетов немецких бомбардировщиков на Москву. Внесли предложение: послать на Берлин группу самолетов-торпедоносцев ДБ-З (дальний бомбардировщик, тип третий). Сталин дал согласие на проведение операции.

Ее было поручено провести первому минно-торпедному авиационному полку ВВС Балтийского флота, то есть морским летчикам, умеющим пилотировать ДБ-3 ночью и в сложных метеоусловиях. Полк базировался на аэродроме "Кагул" - острове Эзель (Сааремаа).

Бомбардировщики ДБ-3 могли одолеть путь до Берлина и обратно (около 1800 км в оба конца, из них примерно 1400 км над морем) лишь на пределах своих возможностей. Особое внимание всех летчиков было обращено на экономное расходование топлива, не отклоняясь от разработанного инженерно-эксплуатационного графика, иначе можно было и не дотянуть до своего аэродрома. Для первого налета на каждый самолет подвесили до восьми стокилограммовых бомб.

Поздним вечером 7 августа 1941 года авиагруппа в составе пятнадцати самолетов ДБ-3 под командованием полковника Е.Н. Преображенского (командира 1-го минно-торпедного авиаполка) взлетела с аэродрома "Кагул" и взяла курс на Берлин. Другую группу возглавил командир эскадрильи А.Я.Ефремов и третью - капитан В.А.Гречишников. В 1 час 30 минут первые бомбы обрушились на вражескую столицу. Первый полет на Берлин прошел весьма успешно. Противник не ожидал наших бомбардировщиков и был застигнут врасплох. В разных районах города возникли пожары. Психологическое воздействие от бомбежек было очень велико. Немцы же уже считали себе победителями в войне - и вдруг услышали грохот взрывающихся бомб и зловещий вой сирен ПВО в своей столице. Выполнив задание, авиагруппа Преображенского благополучно вернулась на свой аэродром, потеряв лишь один самолет, подбитый огнем немецкой ПВО.

Вскоре курс на Берлин взяли группы самолетов под командованием майора В.И. Щелкунова и капитана В.Г.Тихонова. Летчики задавали сами себе вопрос: «Почему молчат зенитки? Или в такую непогодь на Балтике нас в Берлине не ждут?» То тут, то там вспыхивали огни электросварки в контурах затемненного города. На этот раз бомбили военно-промышленные предприятия, машиностроительные заводы. На земле вспыхнули зенитные прожекторы. Зенитная артиллерия открыла беспорядочный огонь. На объекты Берлина полетели бомбы...

В ночь с 15 по 16 август имел место новый налет на районы Берлина и отчасти на Штеттин. На военные и промышленные объекты этих городов было сброшено много зажигательных и фугасных бомб большой силы. В Берлине и Штеттине наблюдалось большое количество пожаров и взрывов. Все наши самолеты вернулись на свои базы. И в августе же летчикам Е.Н.Преображенскому, В.А. Гречишникову, А.Я.Ефремову, М.Н. Плоткину и штурману П.И. Хохлову было присвоено звание Героев Советского Союза. В этом списке М.В. Водопьянова не было. Почему? Об этом мы скажем чуть позже. Участвовал в бомбардировках Берлина в августе 1941 года и наш земляк, уроженец хутора Сладковский Урюпинского района нашей области Михаил Иванович Самохин. С июня 1941 года он командовал ВВС Балтийского флота. В 1945 году стал Героем Советского Союза.

Посещал дважды Камышин

До войны имя полярного летчика Михаила Васильевича Водопьянова "гремело" на всю страну. Он был в числе семи летчиков, кто в 1934 году в Арктике спасали 104 челюскинца и за это были удостоены звания Героя Советского Союза. У Водопьянова - Золотая Звезда за №6. Впервые он побывал в Камышине в 1934 году. В свой первый визит посетил полевой стан колхоза "Агрокультура» Камышинского района. Там он рассказал, как стал летчиком, как спасал челюскинцев. По предложению колхозников этому хозяйству было присвоено имя Михаила Васильевича Водопьянова. По предложению же самого летчика было принято решение об открытии в городе аэроклуба и парашютной секции. Вскоре появилась и вышка для прыжков с парашютом.

Во второй раз Водопьянов прибыл в Камышин в сентябре 1962 года, и связан визит был с 40-летием издательства "Молодая гвардия". Сам он написал 27 книг. 23 и 24 сентября группа писателей Москвы и Волгограда, сам Водопьянов, волгоградская писательница Надежда Малыгина побывали у молодых текстильщиков и строителей, курсантов артиллерийско-технического училища, встретились в редакции газеты "Ленинское знамя" с местными журналистами, что запечатлела фотография, хранящаяся в историко-краеведческом музее.

Второй удар

Итак, за первым авиаударом по Берлину последовал второй. И нанести его должны были полярные летчики под командованием М.В. бомбардировка БерлинаВодопьянова на других самолетах, нежели при первом налете на Берлин, - бомбардировщиках дальнего действия ТБ-7, тяжелый бомбардировщик, и ЕР-2, - в ту пору они относились к новейшим самолетам. Согласно расчетам, такие самолеты могли, стартуя с аэродрома города Пушкина под Ленинградом, достичь Берлина со значительной бомбовой нагрузкой (до 400 кг на один самолет) и вернуться обратно. Но эти машины еще только осваивались в массовом производстве, были "сыроватыми" и недостаточно облетанными. А полярные летчики, составляющие костяк 81-й авиадивизии, еще не успели освоить эти самолеты.

8 августа командир этой дивизии, базировавшейся в Казани, получил приказ лично от Сталина с 9.08 по 10.08 произвести налет на Берлин. "В случае, если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг". На аэродром подскока в г. Пушкин удалось доставить из Казани 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. Потом, после проверки технического состояния машин, к участию в операции допустили 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Вечером 9 августа эти самолеты стали поочередно подниматься в воздух, чтобы взять курс на Берлин. И снова начались неприятности: один из самолетов снес шасси о дренаж на краю аэродрома, а у другого сразу отказали два двигателя. Главком ВВС П.Ф. Жаворонков, назначенный ответственным за операцию, отменил взлет остальных машин. Но семь ТБ-7 и три Ер-2 под командованием М.В. Водопьянова ушли на Берлин.

До вражеской столицы долетели шесть машин. Вернулись на аэродром в город Пушкин два самолета. Еще один совершил вынужденную посадку в Торжке. Остальные были потеряны. При этом два самолета погибли из-за отказа двигателей.

Сам Водопьянов после бомбежки дотянул свой самолет, серьезно поврежденный зенитным огнем, до эстонской территории. Ему удалось посадить машину в густом лесу - в стороне от дорог, по которым двигались немецкие войска. Экипаж самолета (командир М.В. Водопьянов, второй пилот Э.К. Пусэп, штурман А.П. Штепенко) не пострадал при посадке. Пусэп, этнический эстонец, нашел среди местных жителей проводника, мальчика-пастуха. С его помощью потерпевшие аварию авиаторы добрались до какой-то отступающей советской воинской части. Вернулись с подмогой к самолету и взорвали его. А сами пробились через линию фронта.

Реакция Сталина

Отчитываясь о своем полете на Берлин в Ставке, Водопьянов стал просить у Сталина отдать приказ сменить не обкатанные, "сырые" дизельные двигатели. Кроме того, попросил поставить на самолеты приводные радиостанции. "Без них мы, как слепые котята, мечемся..." Отдавая должное личным боевым качествам Водопьянова как летчика - командира корабля, Верховный главнокомандующий в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе, необходимых для командования 81-й авиадивизией. От высоких командных должностей летчик был освобожден, и боевые полеты он совершал теперь как обычный командир самолета. Вскоре Водопьянов был направлен военпредом на авиазавод в Казань. Но Сталин не забыл суждения летчика о несовершенстве дизельных моторов. Вскоре на самолеты ПЕ-8 стали устанавливаться новые двигатели. Они уже не "задыхались" в полете, как это происходило ранее, были более экономичными. На "пешках" были установлены и приводные радиостанции.

Последний вылет

В августе 1941 года серьезно осложнилось положение под Ленинградом: войска фельдмаршала Лееба прорвали Лужскую линию обороны и устремились к пригородам Ленинграда. 28 августа корабли Балтийского флота покинули Таллин. И в ночь с 28 на 29 августа последние советские воины покинули столицу Эстонии, державшую оборону 23 дня. Подвоз на аэродром "Кагул" горючего и боеприпасов стал невозможен.

4 сентября 1941 года с острова Сааремаа был произведен последний боевой вылет, завершивший первые смелые рейды воздушных экипажей в тыл фашисткой Германии. Всего была нанесено девять ударов по Берлину. На вражескую столицу сбросили бомбы 33 самолета. Еще 37 бомбардировщиков, не долетевших до основной цели, отбомбились по другим немецким городам.

Виталий Королев, член Союза журналистов СССР