Главная » Новости » Страницы истории » На морскую тему
22 февраля

На морскую тему

памятник речникам и морякамС большим вниманием смотрел недавно репортаж по телеканалу «Звезда», как покидали Восточное Средиземноморье авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», ракетный атомный крейсер «Петр Великий», другие сопровождающие корабли. Выполнив поставленную перед ними боевую задачу, они возвращались к родным берегам на свою военно-морскую базу в Североморск, что на Кольском полуострове. И я взялся за перо (как говаривали в прошлом - то есть, взяв авторучку) и начал потихоньку писать, кое-что вспоминать.

Почему пишу на морскую тему? Сам я родился не в донских или кулундинских степях, а у подножья горы Ай-Петри, в небольшом приморском городке Алупке, что на южном берегу Крыма. Мой отец Королев Николай Назарович в 30-х годах 20 века служил на Балтийском флоте. Его тельняшка до сих пор хранится у меня как дорогая память о нем. В юности мечтал стать моряком. Но это, к сожалению, не сбылось. Накануне поступления в мореходное училище очутился на хирургическом столе с острым приступом аппендицита. Операция прошла не совсем удачно. Я был в роли подопытного кролика, потому что оперировала меня первый раз самостоятельно молодая врач-хирург. Шов стал расходиться. В конце концов меня спасли и запретили в течение года бегать, прыгать, кататься на велосипеде и носить из колонки в ведрах воду. Так что об училище пришлось забыть…

Часто вспоминаю белокаменный Севастополь – город мужества и славы. В нем я был несколько раз. Прогуливался то по Матросскому бульвару, то по Большой Морской, Корниловской набережной, площади Нахимова. Любовался бухтами, военными кораблями у причальных стенок. Это город, где кругом море. Его история связана с такими именами как Суворов, Ушаков, Екатерина Великая. Это город Лазарева, Корнилова и Нахимова, Петра Кошки и Даши Севастопольской.

Не многим городам история уготовила столько испытаний, сколько выпало на долю Севастополя. Слава Севастополя родилась еще в первую оборону (1854-1855 годы), когда защитники города почти год отражали удары английских, французских и турецких войск, намного превосходящих их по численности и техническому оснащению.

Во вторую оборону (1941-1942 годы) отрезанный от Большой земли, окруженный врагом с суши и блокированный с моря, Севастополь 250 дней героически сражался с превосходящими силами немецко-фашистских войск, оттянув на себя в самый трудный для нашей Родины период войны двухсоттысячную армию врага.

Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь –
Гордость русских моряков!
(Гимн Севастополя)

В третью оборону (2013-2014 годы), если условно можно сказать, Севастополь способствовал воссоединению Крыма с Россией.
Севастополь еще является, пожалуй, третьим в России по числу памятников после Москвы и Петербурга. Их число в легендарном городе более восьмисот. Сапун-гора… Малахов курган… Бастионы… Пушки. Без трепета и волнения здесь находиться нельзя. Как и рассматривая батальные картины панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 г.г.» и диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Все вместе взятое вызывает такие чувства, что мы словно видим яростную атаку моряков в бескозырках, слышим их неистовый клич: «Полундра!» Мы будто заново родились на свет. Мы многое поняли. Здесь мы лучше осмысливаем свою жизнь, постоянно задумываясь о своем будущем. Здесь, на севастопольской земле, формируется настоящая школа патриотизма после всего увиденного воочию. Хоть один раз увидеть Севастополь – это большое счастье.

Своим возникновением и развитием Севастополь обязан Черноморскому флоту. Этим определяется его лицо, вся его биография, его жизнь. Об этом рассказывают экспонаты, музеи Черноморского флота.

Помимо Севастополя уже в качестве туриста в разные годы своей биографии познакомился и с другими морскими городами-героями: Ленинградом, Одессой, Новороссийском.

Почему еще всплыла у меня данная тема? Мой родной дядя Бережной Андрей Филиппович (фамилия по матери) в Великую Отечественную войну бился на Северном флоте. А мой однокашник и сосед по коммунальной квартире Анатолий Фоменко четыре года прослужил подводником на Северном флоте. Приезжая в отпуск и видя его в морской форме, я ему всегда завидовал.

С историей нашего флота связаны два известных камышанина и «камышинский» генерал морской авиации Максим Николаевич Чибисов. Подводник Михаил Андроникович Крастелев до войны проживал в Камышине по улице Гороховской, 5. Учился в школе, которая располагалась в красивом красном здании и называлась «пушкинской» (рядом с современной гостиницей «Опава»). В ней после войны учился и я. Оканчивает Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского. На подводной лодке М-75 участвует в боевых походах во время войны с Финляндией. На подлодке Л-3 в годы войны сражался на Балтике, а затем на подлодке К-52. После войны перед флотом встают новые задачи: атомная энергетика стороной его не обошла. Стали проектироваться и строиться атомные подводные лодки. А для этого надо было готовить кадры. В 1956 году Крастелев назначается начальником (а фактически становится создателем и организатором третьего морского инженерного училища) Севастопольского высшего военно-морского училища подводного плавания, где готовятся кадры для атомных подводных лодок.

Впервые о Крастелеве я узнал в начале 70-х прошлого века, работая директором средней школы № 10 в поселке нефтебазы. Учитель истории Парамонов Виктор Иванович вел со школьниками исторический кружок «Юный следопыт». Была налажена с Крастелевым переписка.

… Начальником Севастопольского ВВМИУПП он был в течение 15 лет. За эти годы в СВВМИУ были подготовлены тысячи специалистов-атомщиков для военно-морского флота. А наш земляк, вице-адмирал М.А. Крастелев (1911-1988), ныне покоится на Братском кладбище в Севастополе рядом с русскими воинами, павшими во время Крымской войны в 1853-1856 годах…

В Камышине есть улица Давыдова. В честь кого она названа? В честь нашего земляка, камышанина, Героя Советского Союза Сергея Степановича Давыдова. В 1933 году он окончил Ейскую школу морских летчиков. Затем – Дальний Восток. Служба в117-ом полку морской авиации, где командиром был М.Н. Чибисов.

В годы войны сражался в небе Балтики летчиком-штурманом 12-го гвардейского авиаполка пикирующих бомбардировщиков Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского Флота. Совершил 136 боевых вылетов: потопил три транспорта, подводную лодку, два сторожевых корабля, две транспортные баржи, тральщик. Участвовал в уничтожении самого мощного крейсера противовоздушной обороны «Ниобе», за что получил звание Героя Советского Союза. Похоронен в городе Пярну (Эстония). В этом году 28 сентября для нас памятная дата: 110 лет со дня рождения Давыдова.

С Камышином (пусть недолго, 3 года), как уже было отмечено, связана биография легендарного летчика морской авиации Максима Николаевича Чибисова. Он всегда мечтал стать летчиком. В марте 1931 года Максиму Чибисову попалась на глаза передовица «Московской правды», посвященная подготовке авиационных кадров Страны Советов. Партия ставила задачу в ближайшие два года подготовить 100-150 тысяч летчиков.

Молодой рабочий московского завода «Профрадио» Чибисов, получив партийно-комсомольскую рекомендацию, становится курсантом первой школы военных летчиков имени А.Ф. Мясникова - знаменитая «Кача» (Севастопольская офицерская школа авиации). В свой 42-й полет отправился уже самостоятельно. А после окончания школы уже как инструктор стал учить летать других.

В Вооруженных Силах СССР стали формироваться новые части морской авиации, для которой требовались перспективные летчики высокого класса. Чибисова назначают командиром звена 10-й авиаэскадрильи 10-й морской авиабригады в городке Ейске. Стали поступать на вооружение новые гидросамолеты – морской ближний разведчик МБР-2. Испытывать машину доверили звену Чибисова.

Затем служба на Дальнем Востоке. Он командует 117-ым авиаполком морской авиации Тихоокеанского флота. Летом 1941 года принимал участие в обороне Ленинграда. В 1944-1945 годах руководил в США группой спецназначения, которая занималась перегонкой гидросамолетов «Каталина»в Советский Союз.

После окончания Второй мировой войны началась «холодная война» и противостояние между СССР и США. Что можно было противопоставить американским авианосцам? Военно-морскую авиацию. Нужны были кадры морских летчиков. Для этих целей в Камышине и создавалось 92-е военно-морское минно-торпедное авиаучилище. Поручили это важное дело полковнику М.Н. Чибисову. Училище готовило морлетов для морской авиации ВМФ СССР.

Именно здесь, в Камышине, ему было присвоено звание генерал-майора морской авиации. И мы с полным правом считаем Максима Николаевича «камышинским» генералом и надеемся, что все-таки одна из улиц города будет звучать как «улица генерала Чибисова».

… История российского флота берет начало с 1696 года, с указа Петра Первого «Морским судам быть». Вот уже более 300 лет он стоит на страже нашего государства и имеет славную историю. Первую свою победу русский флот одержал в морском Гангутском сражении 26-27 июля 1714 года под командованием Петра Первого. В 26-и войнах на море 18-20 веков Россия провела 86 морских сражений и только два их них проиграла: Второе Роченсальмское сражение 28 июня 1790 года и Цусимский бой 14-15 мая 1905 года. Тогда в Цусимском побоище погибли 27 русских кораблей и 500 моряков. В результате Россия фактически осталась без флота.

В период Великой Отечественной войны Военно-морской флот высадил свыше 110 морских десантов общей численностью 250 тысяч человек с техникой и вооружением, не дав в то же время врагу высадить ни одного десанта. Военно-морской флот внес заметный вклад в разгром врага. После окончания войны в 1945 году И. Сталин дал ему такую оценку: «Флот исполнил свой долг до конца».

… Наибольшего расцвета и могущества наш флот достиг, когда почти в течение 30 лет главкомом ВМФ был Дважды Герой Советского Союза С.П. Горшков (с 1956 по 1985 годы). В этот период было построено около 700 подводных лодок, из них одна треть атомных, 1 000 надводных кораблей дальней и ближней морских зон, создана морская авиация. Такой размах строительства кораблей после Петровской эпохи в Российском государстве был достигнут впервые. В течение 70-80 в Северодвинске было построено 83 атомных ракетных подводных крейсера стратегического назначения , что позволило добиться паритета с ВМС США.

В горбачевско-ельцинские времена ВМФ России был ослаблен. В последние годы идет его возрождение и укрепление. Принята новая Морская доктрина государства. В ней 6 направлений: Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое. Важнейшими являются Атлантическое и Арктическое. Вступают в строй новые корабли. Такие, например, как новейший фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», фрегаты «черноморской адмиральской серии» «Адмирал Григорович», новейшие корветы и другие. Сданы атомные подводные лодки стратегического назначения «Юрий Долгорукий», «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Князь Владимир», подлодки других типов. Развивается морская авиация. Строятся три новейших ледокола «Арктика», «Сибирь», «Урал». Они понадобятся для Северного флота. Российский флот стоит надежно, охраняя морские рубежи страны.

Если из-за океана
К нам враги придут с мечом,
Встретим мы гостей незваных
Истребительным огнем…

Виталий Королев

Фото из архива "Легкого дня"