Главная » Новости » Страницы истории » НА ЗАЩИТЕ СТАЛИНГРАДСКОГО НЕБА
03 июля

НА ЗАЩИТЕ СТАЛИНГРАДСКОГО НЕБА

СталинградВ Сталинградской битве решающую роль в разгроме 6-й германской армии под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса сыграла советская авиация нескольких воздушных армий: 8, 16, 17-й и других авиационных соединений и дивизий.

* 5 июля - День 283-й дивизии. 70 лет назад было положено начало формированию 283-й истребительной Камышинской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии.

* 8 августа исполнится День 16-й воздушной армии. 70 лет назад было положено начало ее формированию на берегах великой русской реки Волги. В ее составе прошел боевой путь 283-й авиаполк от Камышина до Берлина.


История 283-й истребительной Камышинской Краснознаменной ордена Суворова II степени авиационной дивизии, сформированной по приказу народного комиссара обороны СССР в Подмосковье, начинается с 5 июля 1942 года. 20 июля 1942 года дивизию возглавил полковник Китаев Владимир Алексеевич, военком - старший батальонный комиссар Н. Л. Ходырев, начальник штаба - подполковник А. А. Савинов.

В связи с ухудшением обстановки под Сталинградом приказом НКО 8 августа 1942 года было положено начало формированию 16-й воздушной армии (командующим был назначен генерал-майор авиации Павел Степанович Степанов (член Военного совета ВВС Красной Армии), военным комиссаром - полковой комиссар Алексей Сергеевич Виноградов, заместителем командующего - генерал-майор авиации Сергей Игнатьевич Руденко). 1 сентября генералы П. С. Степанов и С. И. Руденко были вызваны в Камышин, где представители Ставки Верховного Главнокомандования генералы Георгий Константинович Жуков и Александр Александрович Новиков объявили им окончательное решение об ускорении формирования 16-й воздушной армии. Поскольку армия одновременно должна была вести и боевые действия, П.С.Степанову было приказано заняться вопросами формирования, а генералу С.И. Руденко - руководить боевыми действиями авиасоединений и частей вновь создаваемой воздушной армии. Прибывшая из резерва Ставки 283-я дивизия в действующей армии находилась с 26 августа 1942 г. по 8 сентября 1944 г., после переформирования - с 25 ноября 1944 г. по 9 мая 1945 г. Первый полк, с которого начался боевой путь дивизии, это 520 иап, а потом в состав дивизии вошли: 431 полк (с 28 августа 1942 г по 1 декабря 1942 г.), 812 иап (с 24 сентября 1942 г. по 1 декабря 1942 г.), 563 иап (с сентября 1942 г. по май 1945 г.), 176 иап (с 4 января 1943 г. по май 1945 г.) на самолетах "Як-1".

На сталинградском направлении в германских ВВС в июле-августе 1942 года насчитывалось более 1200 самолетов, входивших в состав 4-го воздушного флота и 8-го авиационного корпуса Люфтваффе. Превосходство в численности самолетов было на стороне ВВС Германии, там воевали авиационные подразделения союзников из венгерской, испанской, итальянской, румынской, словацкой, хорватской авиации и даже 2 эскадрильи финнов. Решающая роль отводилась бомбардировочной авиации - самолетам Ю-87, Ю-88 и Хе-111. Поступали на фронт модифицированные истребители Ме-109ф, Ме-109Г-2 и новый тип истребителя ФВ-190. Фашистская авиация господствовала в воздухе. В августе Сталинград защищали всего 86 истребителей 102-й иад ПВО Сталинграда, 560 зенитных орудий и 81 привязной аэростат. Все это не могло служить серьезной помехой для Люфтваффе, и налеты становились все более массированными, достигнув своей кульминации 23 августа, когда немецкое командование бросило на город все наличные силы бомбардировщиков на этом направлении.

В составе 16-й воздушной армии было 152 исправных самолетов, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 легкий бомбардировщик. Боевые действия воздушной армии начались 4 сентября силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й шад (штурмовая авиадивизия) и 220-й иад (истребительная авиадивизия), с 5 сентября - 291-я шад, с 8 сентября - 283 иад, с 10-12 сентября - полки ночников. К прикрытию войск фронта, аэродромов, тыловых объектов и города Камышина приступили летчики полков 283-й дивизии. 5 сентября 1942 года 520 иап прибыл на аэродром "Вихлянцево" (Камышин) и в этот же день приступил к боевой работе - парами вылетать на прикрытие с воздуха г. Камышина.

Первое боевое крещение 520-й полк получил 8 сентября 1942 года при перелёте на новый аэродром базирования "Алтухов" в совхозе "Сталинградский" (теперь п. Октябрьский Ольховского района Волгоградской обл.). Группа в составе 10 истребителей во главе с командиром 520-го иап майором С. Н. Чирвой неожиданно встретила 10 вражеских бомбардировщиков Хе-111. Несмотря на то, что
молодые пилоты еще ни разу не встречались с врагом, майор Чирва, веря в своих питомцев, решил атаковать противника. Старший сержант Гомолко смело врезался в строй самолетов противника и сбил один бомбардировщик. Израсходовав в последующих атаках боеприпасы, будучи раненным, пилот пошел на таран. Винтом своего самолета он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, после чего покинул неуправляемый истребитель. Спускаясь на парашюте, Гомолко приготовился к бою с фашистскими летчиками, также воспользовавшимися парашютами. Одного он застрелил при попытке оказать сопротивление, а другого взял в плен и доставил в штаб своего авиаполка. Вскоре старший сержант Борис Мефодьевич Гомолко за храбрость получил звание лейтенанта и был награжден орденом Ленина. В этом же бою сбили по одному бомбардировщику майор С. Н. Чирва, лейтенант Н. В. Харитонов и сержант В. П. Вусиков.

Авиационные дивизии 16-й воздушной армии, поддерживавшие 65-ю и 24-ю армии Донского фронта, за первые пять дней совершили 688 самолето-вылетов для действий по живой силе и технике противника на поле боя, по его автоколоннам на дорогах, провели 21 воздушный бой, уничтожили 21 вражеский самолет. Когда сбить немецкий самолет не удавалось, советские летчики шли на таран. Так, из 283-й дивизии летчик Владимир Ченский, израсходовав в схватке с врагом боеприпасы, пошел на таран. Он ударил по "Мессершмитту" левой плоскостью своего "ястребка", немецкий самолет упал на землю, а сам Ченский спасся на парашюте. Остальные фашистские истребители ушли на запад. Особенно отличился капитан П. Н. Кузнецов, который, в совершенстве владея истребителем Як-1, уничтожил в одном бою 2 фашистских самолета Ме-109. Самолеты воздушной армии базировались на полевых аэродромах севернее Сталинграда в сложных условиях, так как прифронтовая полоса до предела была насыщена войсками и различными тыловыми органами, что осложняло подвоз материальных средств, который шел в основном автотранспортом через Камышин, что требовало много средств и времени. Все это создавало перегрузку и даже перебои в обеспечении частей и вынуждало подчас прибегать к крайним мерам, вплоть до доставки, например, реактивных снарядов прямо из центральных заводов на транспортных самолетах. Степной характер местности и отсутствие лесов осложняли маскировку аэродромов, расположенных на значительном удалении друг от друга, - "охотники" Люфтваффе в таких благоприятных условиях, блокируя авиабазы противника и пользуясь тактикой "ударил - убежал", быстро наращивали свои списки сбитых самолетов. Качественное и количественное превосходство выразилось в самоуверенности фашистских пилотов - они преследовали в небе каждую советскую машину, а над аэродромами Сталинградского ПВО разбрасывали листовки, в которых было написано: "Советские летчики отважные, да самолеты у них бумажные".

Однако баланс уверенно менялся: три четверти прибывших на фронт боевых машин составляли новые истребители Як-1, Як-1Б, грозные штурмовики Ил-2, скоростные пикирующие бомбардировщики Пе-2. Командование 16 ВА категорически запретило, несмотря на нужду в людях, выпускать на задание молодых необлетанных на фронте летчиков. Организовали занятия, изучение района полетов и передачу боевого опыта. Технический персонал оборудовал все самолеты радиоприемниками и рациями. В итоге на переднем крае у нас появились радиосредства и радиосети стали работать бесперебойно. Сразу сказался эффект мобильности.

С 28 сентября 1942 года Сталинградский фронт стал именоваться Донским, а Юго-Восточный - Сталинградским. За октябрь - ноябрь 1942 г. боевой состав 16-й воздушной армии возрос и укрепился: стало 342 самолета (из них исправных 249), в том числе 125 истребителей, 103 штурмовика, 93 ночных бомбардировщика, 7 разведчиков и 14 самолетов связи. Командующим 16 ВА был назначен генерал-майор Руденко Сергей Игнатьевич, заместителем по политической части полковник Алексей Сергеевич Виноградов, начальником штаба генерал М. М. Косых. Базирование авиационных полков было приближено к обороне противника: из совхоза "Сталинградский" перебазировались в Малую Ивановку, где находился штаб Сталинградского фронта. Главная задача этого фронта, а значит, и 16-й воздушной армии, состояла в том, чтобы во взаимодействии с войсками и авиацией Сталинградского фронта контрударом в южном направлении разгромить группировку противника, прорвавшуюся к городу. Для обеспечения окружённых войск боеприпасами, горючим и продовольствием германское командование стало налаживать переброску грузов при помощи транспортной и бомбардировочной авиации. Противник поднимал в воздух большие группы, по 20-40 транспортных самолетов, в сопровождении истребителей. Расчет был прост: хоть части из них удастся прорваться через наши зоны противовоздушной обороны. Такой караван был обнаружен, например, в 10 часов утра 30 ноября. Семнадцать Ю-52 шли под  охраной четырех "Мессершмиттов" по маршруту Большая Россошка - Ново-Михайловский - Гумрак". Группа "охотников", четыре Як-1 звена управления 283-й дивизии, во главе с комдивом полковником В. А. Китаевым немедленно вылетела наперехват и в районе Гумрак настигла врага, на высоте 400-500 м завязался воздушный бой, в результате которого было сбито пять "юнкерсов" и один "мессер". Через несколько дней те же "охотники" уничтожили почти половину вражеского воздушного каравана. Наши истребители наносили штурмовые удары и по неприятельским аэродромам. 2 декабря, например, они сожгли непосредственно в кольце окружения 17 самолетов противника, а в период с 10 по 13 декабря - еще 87. С учетом прибывших на пополнение авиационных частей и соединений к началу ноябрьского контрнаступления на Сталинградском фронте было сосредоточено 1414 самолетов, из которых 426 (По-2, Р-5, СБ) действовали только ночью. Противник на данном направлении имел 1216 самолетов. Задача по уничтожению окруженной группировки была возложена на Донской фронт, а воздушная блокада осуществлялась 16-й воздушной армией, в полках которой на 10 января 1943 года насчитывалось 600 самолетов и 488 боеготовых экипажей: было 215 истребителей, 103 штурмовика, 105 дневных и 87 ночных бомбардировщиков и 15 разведчиков, а также 75 самолетов связи и транспортных. Кроме того были усилены 2-м бомбардировочным авиационным корпусом.

На рассвете 10 января 1943 г. войска Донского фронта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление. 16-я воздушная армия, активно поддерживая войска при прорыве тактической зоны обороны, за сутки совершила 676 самолето-вылетов. Ее ударам подвергались войска, штабы, узлы сопротивления противника. Были прочно блокированы с воздуха аэродромы "Большая Россошка" и "Питомник". "Юнкерсы" и "Хейнкели", пытавшиеся прорваться к скоплениям войск, переправам и мостам, подвергались ожесточенным атакам советских истребителей, основной целью которых теперь стали бомбардировщики... 

За период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолето-вылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия - 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов - 4116, на удары по аэродромам и их блокирование - 3087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолетов - 4262, на воздушную разведку - 2402, на перехват самолетов и "свободную охоту" - 1508. За пять месяцев летчики провели 820 воздушных боев и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолета противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Не только сухопутные силы нацистской Германии, но и ее авиация потеряла под Сталинградом целую армию.

А. Иванов
* На основе материалов военного историка авиации Какадий Юрия Анатольевича.