Главная » Новости » Разное » Мои этнографические ошибки
06 ноября

Мои этнографические ошибки

Здесь проходил этнографический диктантКак и в прошлом году, Большой этнографический диктант в Камышине писала одна только студенческая молодежь. Из неорганизованных участников я опять была в единственном числе. Нет, находиться среди молодежи было очень комфортно, но, как говорится, за державу (то есть Камышин) обидно! Почему в нашем любимом городе никому не интересна эта очень занимательная и познавательная акция? Ведь, например, в Москве в Российскую государственную библиотеку писать этнографический диктант пришли представители Администрации президента, главы субъектов Федерации, артисты, певцы и другие известные люди. В Волгограде просветительская акция проводилась в педагогическом университете, и участие в ней приняли не только студенты, но и преподаватели университета. Кстати, этнодиктант 2017 года вначале показался легче прошлогоднего, но это впечатление было обманчивым. Некоторые вопросы поставили в тупик, и ответы я писала, в общем-то, наугад.

В утешение себе и в оправдание пробелов в собственных знаниях процитирую мнение Сергея Моникова, доцента кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии ВГСПУ: «Вопросы для меня, честно говоря, сложноваты были. Очень много специфических вещей. Филологии много. Географические вопросы тоже присутствовали».

Ну вот, теперь можно и о моих неправильных ответах рассказать, благо листы с заданиями нам отдали для самопроверки. Всего было тридцать тестовых вопросов, десять из которых составлены с учетом региональной специфики. Впервые в этом году «региональные» задания вошли в диктант. На выполнение работы отводилось 45 минут – стандартный школьный урок. Выбрать правильный ответ надо было из предложенных четырех вариантов.

Итак, расскажу о своих ошибках, а правильным ответам (которых было все-таки немало) пусть радуется комиссия по подведению итогов.

Вопрос 2. Наугад я определяла последовательность добровольного вхождения в состав России следующих территорий: Ингушетия, вот они какие, поршниХакасия, Саха (Якутия), Удмуртия. С хронологией у меня вышла путаница.

Вопрос 6. Надо было определить, сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри: ингуши, татары, удмурты, манси.  Я выбрала ответ «манси», а правильный ответ – «татары».

Вопрос 14. Круговые танцы: у бурят – это ёхор, у осетин –симд, у русских – хоровод. А как называется похожий танец у лезгин (выбрать из списка правильный вариант): карагод, берд, ялли яр, барыня? Я выбрала ответ «берд» - по аналогии с осетинским «симдом», а правильно – «карагод».

Вопрос 15. В годы Отечественной войны 1812 года французская армия называла представителей этого народа «северными амурами» за их виртуозную стрельбу из лука. О ком идет речь (выбрать из списка): чеченцы, карелы, башкиры, русские? Я выбрала - «карелы», а правильный ответ – «башкиры».

Вопрос 23. Как называлась простейшая самодельная кожаная обувь, распространенная среди населения Астраханской области вплоть до середины ХХ в. (выберите из списка правильный вариант): лапти, поршни, сапоги, онучи? Я выбрала «сапоги», а правильный ответ – неведомые мне в качестве обуви «поршни».

Вопрос 28. «Самоед», «Джигит», «Калмык», «Якут» - это: названия народных танцев; названия поселений; исторические названия судов Российского морского флота; способы завязывания морских такелажных узлов. Я выбрала «способы завязывания морских узлов», зная, что морские узлы носят часто замысловатые названия. Но правильный ответ – «исторические названия судов Российского морского флота».

Вопрос 29. Как называется крупнейший на Дону армянский монастырь, построенный в конце ХVIII века (выбрать правильный вариант): Сурб Григор, Сурб Карапет, Сурб Хач, Эчмиадзин? Я выбрала «Сурб Карапет», вспомнив распространенную у армян фамилию Карапетян, но правильный ответ – «Сурб Хач».

Вопрос 30. Здесь я допустила самую обидную ошибку, возможно, потому что вопрос был последним. Вопрос: «Кто автор нижеприведенных стихотворных строк?

«Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский – стану я глухой».

Участники диктантаБыли перечислены имена поэтов: Танзиля Зумакулова, Габдулла Тукай, Расул Гамзатов, Коста Хетагуров. Я выбрала наугад Расула Гамзатова, а автором стихов оказалась Танзиля Зумакулова. А ведь достаточно было просто внимательно прочесть стихи. Только женщина могла сказать о себе – «стану я глухой», мужчина сказал бы – «стану я глухим».

Вот такие ошибки в этнографическом диктанте, допущенные мною, не позволят мне набрать сто баллов при проверке тестовых заданий и подведении итогов. Объявление результатов международной просветительской акции «Большой этнографический диктант» состоится в День Конституции РФ – 12 декабря 2017 года. Будем ждать. Но главный результат я уже получила – было интересно, узнала много нового. Очень хочется, чтобы этнографический диктант сравнялся по популярности с Тотальным диктантом.

Спасибо педагогам камышинского индустриально - педагогического колледжа, взявшим на себя работу по организации и проведению акции «Большой этнографический диктант».

Валентина Соколова

Фото автора, kamyshin-college.ru  и slavyans.myfhology.info