Главная » Новости » Мнения » Можно ли воспитывать современную молодежь как императоров?
27 марта

Можно ли воспитывать современную молодежь как императоров?

Роман ВалиулинНа всероссийском конкурсе «Время перемен» одной из лучших была признана работа волгоградца Романа Валиулина – психолога, педагога, сотрудника Волгоградской Академии последипломного образования. Он предложил неожиданную методику воспитания будущих чиновников, в основу которой, по его мнению, должна быть положена система воспитания российских императоров.

Однажды, в те времена, когда Интернет еще не так плотно вошел в нашу жизнь, в библиотечных подшивках мне попался поистине бесценный исторический документ, дающий яркое представление о том, как воспитывался высший свет в России. Это было перепечатанное «Учительской газетой» из журнала «Старина и новизна» (1907 год) «Приветствие старого воспитателя Великому Князю Сергею Александровичу в день его совершеннолетия». Это напутствие очень объемное, поэтому я взяла на себя смелость представить его в сокращении.

Воспитателем Великих Князей (в том числе Александра Александровича, будущего Императора Александра III) был Константин Петрович Победоносцев. Профессор гражданского права, обер-прокурор Святейшего Синода, именно он пробил государственную программу, по которой в России за двадцать лет было открыто около 50 000 сельских начальных школ, обучавших несколько миллионов детей.

Посмотрите, что пишет мудрый воспитатель мальчику из царской семьи, возможно, будущему наследнику престола:

К. П. Победоносцев«Вам минуло 16 лет. Детство Ваше, мирное и беспечное, миновало окончательно. До сих пор за Вас думали, о Вас заботились, все для Вас устраивали другие…Если до сих пор, отдаваясь вполне руководству и распорядку, вы не ставили перед собой серьезно вопросов: Кем я буду? Как я буду? То теперь уже нельзя избежать их. Эти вопросы должен ставить перед собой серьезно всякий молодой человек Ваших лет, если хочет действительно чем-нибудь быть, Действительно что-нибудь значить на этом свете.

Для всех закон жизни один и тот же – для бедного и для богатого, для знатного и незнатного.

Жизнь есть великий долг, налагаемый Богом на человека. Чтобы исполнить его, надобно сосредоточиться, собирать в себе силу.

Истинное богатство взрослого человека вот в чем состоит. Он должен сознавать в себе внутреннюю силу – разумения, умения и воли. Он должен стоять на своих ногах и держаться крепко своей силой, чтобы на него можно было опереться….Он должен чувствовать, что нужен и недаром живет на свете.

В Вашем положении нетрудно привыкнуть к мысли, что жизнь есть наслаждение, тогда как на самом деле жизнь есть труд и непрестанное исполнение долга… особенная и страшная опасность – изнежиться и излениться, распуститься в чувственности, в наслаждении, в красоте жизни…; поэтому надобно сосредоточить себя правдой, трудом, воздержанием.

Великий князь Сергей АлександровичПозвольте указать Вам несколько добрых советов. Самый первый совет… Храните себя в правде и в чистоте мысли…Боже избави обессилить привычкою к сделкам с совестью.

Второе. Учитесь жить своим умом и своим умением… Отовсюду станут предлагать вам чужой ум и чужое умение, чтоб выдать и то, и другое за Ваше собственное.

Приказать нетрудно: но хорошо приказывать, когда сам разумеешь дело и можешь рассудить, так ли исполнено…Для того, чтобы приказать, надобно знать; для того, чтобы знать, надобно потрудиться.

Было время, когда Вы учились, как учатся вначале все дети, для урока, который Вам задан. Теперь Вы должны работать для себя, чтобы знать, уметь, самостоятельно мыслить.

Вам необходимо овладеть механикой мысли и слова, чтобы Вы умели говорить и писать отчетливо, хорошо, не затрудняясь в приискании слов и выражений.

И вот третий совет. Любите знание, развивайте в себе вкус к чтению, к разумной беседе. Берегитесь умножать и разнообразить свои развлечения. От привычки к ним происходит, наконец, скука, самое ужасное состояние, до которого доходят путем развлечения и наслаждения. Нет ничего плачевнее молодого человека, когда он до того дошел, что повторяет: скучно! Все надоело! И ищет убить свое время в каком-нибудь пустом развлечении и, отходя от него усталый, опять говорит: скучно! Он не может оставаться один. В одиночестве тоска и пустота одолевают его; он теряет способность сам по себе заняться и бежит от уединения в общество себе подобных, но и оттуда выносит скуку.

А Вы потрудитесь устроить себя так, чтобы уединение не страшило Вас, а радовало. Когда умеет человек прислушиваться к голосам мысли, то в уединении эти голоса явственнее отзываются у него в душе, и он радуется тишине и досугу.

Четвертое. Смотрите за собою, к каким людям Вас тянет и с какими становится Вам неловко и тяжело. Берегитесь, если Вам кажется удобнее и приятнее с людьми легкими, ничтожными или с забавными и льстивыми, которые Вам потакают, подчиняются, исполняют Ваши желания, подделываются под Ваши вкусы, стремятся веселить Вас и веселиться с Вами… Если в этой склонности запустить себя, можно дойти до такого состояния, в котором только мелкие и ничтожные люди сносны человеку, а от людей серьезных он всячески уклоняется…

Вы увидите добро, если станете искать его, увидите яснее всего зло и низость, если Вам покажется удобнее быть с мелкими и податливыми людьми…

Пятое. Ваше положение Вас обязывает…Вы обязаны себя ограничивать, потому что миллионы смотрят на Вас как на Великого Князя, и со всяким словом и делом Вашими связаны честь, достоинство и нравственная сила Императорского Дома…Бог Вам поможет, и нам, любящим Вас, пошлет утешение увидеть Вас человеком мысли и дела, на благо нашего отечества… ».

(К.П. Победоносцев).

От первого и до последнего слова это напутствие Великому Князю можно адресовать и нашим детям – поколению Интернета, потому что говорится в нем о вечных истинах и подлинных ценностях. Любовь к Родине и желание бескорыстно ей служить, честность, открытость, вера в себя, воля, верность принципам, неприятие мздоимства, способность к сопереживанию, восприятие власти как ответственности за других людей – на эти вещи, по мнению волгоградского психолога, нужно «программировать» еще в школе и вузе. Только тогда окажется выполнимой задача – сформировать политический «золотой резерв» России.

Свою программу Роман Валиулин твердо намерен воплотить в жизнь, начиная с будущего года. Сейчас он ведет переговоры с образовательными учреждениями. Хочется пожелать молодому педагогу добиться успехов во имя процветания нашей России.

Валентина Соколова