Главная » Новости » Культура и искусство » Испытания театральным экстримом выдержали!
01 апреля

Испытания театральным экстримом выдержали!

брифингВ театре завершила свою работу театральная Лаборатория по современной драматургии, которая проходила под руководством режиссеров, педагогов и театральных критиков из Москвы и Санкт-Петербурга. Для камышинского театра это значимое событие, которого очень ждали. К сожалению, наши артисты не имеют возможности проходить стажировки в крупных городах или посещать мастер-классы столичных педагогов. Поэтому выездная творческая Лаборатория, которую организует Государственный Театр Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова при содействии Министерства культуры РФ в рамках проекта поддержки театров малых городов России, это для камышинских актеров настоящий подарок судьбы!

В течение нескольких дней опытные театральные педагоги Батраз Засеев - преподаватель театрального института имени Щукина, (также является педагогом Школы - студии МХАТ и РГСАИ) и Егор Архипов - преподаватель кафедры сценической речи РГИСИ проводили тренинги с артистами по сценическому движению и сценической речи.

Белый шум Для артистов Лаборатория стала не просто полезным мероприятием, но настоящим экзаменом «на прочность!» За считанные дни столичные режиссеры поставили с актерами три эскиза спектаклей, на подготовку каждого отводилось всего…. три-четыре дня! По признанию артистов и режиссеров, это был настоящий экстрим! Репетиции шли с утра до позднего вечера, от актеров и режиссеров требовалась большая выдержка и нацеленность на результат, почти как в спорте. А результатом должны были стать даже не столько сами эскизы, как «планка», которую необходимо было взять нашим артистам после упорных и интенсивных «тренировок», в данном случае – тренингов под руководством столичных «тренеров» - режиссеров.

Перед показом эскизов был проведен брифинг – с представителями городских и областных СМИ встретились арт-директор Лаборатории, известный театральный критик Олег Лоевский и куратор театральных проектов, помощник художественного руководителя Государственного Театра Наций Елена Носова.

Земля ЭльзыГости поделились впечатлением от нашего города – увы, больше всего их впечатлили наши дороги. В основном разговор на брифинге шел о том, как проходила работа творческой Лаборатории, и о предстоящем Фестивале театров малых городов, который пройдет в Камышине с 23 по 31 мая. В нем примут участие 16 театральных коллективов из разных уголков России.

Отбор спектаклей на фестиваль проводился очень жесткий, так как слишком много заявок поступает от театров малых городов. В заявке на участие нашего театра были представлены два спектакля – «Светлые люди» и «Запретный плод». К сожалению, оба были отклонены экспертами проекта. И не потому, что они плохие, а потому что в России 788 малых городов, в них находятся треть всех российских театров, и невозможно пригласить на Фестиваль всех желающих. Однако, как показывает практика, больше шансов на участие есть у тех театров, которые прошли «испытание» творческой Лабораторией. Будем надеяться, что теперь и у нашего театра шансы возрастут.

свидетельские показания 1Как подчеркнул Олег Лоевский, для многих театров малых городов Программа поддержки стала своеобразным социальным лифтом. Она открывает перед театром новые возможности, дает шанс стать настоящим театром, а «не остаться просто зданием». По его словам еще несколько лет назад невозможно было представить такое большое количество региональных театров, участвующих в программе «Золотой маски»!

Что касается эскизов спектаклей, подготовленных в театре в рамках Лаборатории, то пьесы выбирал театр из списка, представленного организаторами. По словам директора театра Евгения Бакина, при выборе пьес в приоритете были те, которые позволяли задействовать всю труппу, чтобы дать возможность пройти тренинг каждому артисту без исключения. Это было самым главным условием при выборе «эскизного» репертуара.

Еще до показа эскизов, один из местных новостных порталов заочно назвал их «шокирующими». Да, зрителей они шокировали в хорошем смысле тем, что практически, полноценные спектакли были созданы в нереально короткий срок три-четыре дня, и тем, как совершенно по-новому предстали в них наши артисты!

свидетельские показания 2В первый день был показан спектакль-эскиз «Белый шум» по пьесе Олега Михайлова. Режиссер – Владимир Золотарь, Москва. В пьесе поднимается острая, актуальная тема об отношении власти к свободе слова на примере одной городской радиостанции, и о журналистах, которые превратились в «говорящие головы», и преподносят только те новости, которые им разрешат.... Затронуты и ряд других проблем – малодушия, предательства, лицемерия во взаимоотношениях между людьми. Этот почти готовый спектакль действительно шокирует своей голой правдой, и ради нее, ради правды, зритель готов простить несколько нецензурных слов, прозвучавших «со сцены». А сценой для этого эскиза послужил …. вестибюль театра. Были задействованы и гардероб, и кассовый зал, и даже дверь туалета. А зрители разместились на стульях. Кому не хватило места, тот стоял.

На следующий день были представлены еще два эскиза спектаклей. Один из них - «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, режиссер - Андрей Цисарук, Москва. Это пьеса о последней любви в почтенном возрасте, о взаимоотношениях родителей и детей, об эгоизме и убивающей душевной черствости…. В этой работе заняты артисты старшего поколения, в главных ролях - заслуженная артистка России Татьяна Торощина и артист Юрий Щербинин.

свидетельские показания 3Второй эскиз – «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова, режиссер Георгий Цнобиладзе, Санкт-Петербург. Всего за час с небольшим артисты Александр Ферхов и Светлана Смирнова создали порядка двадцати персонажей разного возраста, социального статуса, различных по характеру и темпераменту. Как отметил режиссер театра Александр Штендлер, – «Артисты прошли пробы сразу на двадцать ролей!»

После каждого просмотра зрители участвовали в обсуждении представленной работы и голосовали, выбирая один из двух вариантов ответа – «Продолжить работу» или «Забыть, как страшный сон». Но, дальнейшую судьбу этих работ все же будет решать администрация театра – войдут они в репертуар или нет. Что-то подсказывает, что дальнейшую жизнь на камышинской сцене обретут только две работы, а «Белый шум» останется в памяти только узкого круга зрителей, приглашенных на показ эскиза. Почему? Потому что театр чем-то сродни радио….

Как бы там ни было, но Лаборатория состоялась, наши артисты многому научились, шагнули сразу на несколько ступеней выше, это видно по представленным работам. И они счастливы! Их глаза светятся, в них будто вдохнули новые силы и они готовы к новым творческим подвигам. А это дорогого стоит!

Л. Курсекова