Главная » Новости » Уголок потребителя » ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРУШАЕТ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ)
16 января

ЕСЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРУШАЕТ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ)

ОкноМы постоянно пользуемся различного рода услугами: стрижемся в парикмахерских, заказываем изготовление и монтаж окон и дверей, ремонтируем холодильники и фотоаппараты, ремонтируем квартиру и т.д. При этом нередко нарушаются наши права - в химчистке испортили дубленку, приняли заказ на изготовление и монтаж окон, а в срок работы не выполнены, после ремонта сотового телефона он вновь не работает и т.д. Начальник отдела по защите прав потребителей Ольга Александровна Бондаренко убеждена: чтобы защитить свои права, нужно их знать.

Сегодня в нашей рубрике "Уголок потребителя" речь пойдет о правах потребителей при оказании им каких-либо услуг. По закону каждый человек имеет право на то, чтобы заказанная им работа была выполнена качественно и в определенный срок.

- Ольга Александровна, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации: клиентка заказала пошить меховой жилет из своего материала, заплатила за работу 1,7 т.р. Срок был оговорен. Назначенное время прошло, а заказ не выполнен.

- Согласно пункту 4 Правил бытового обслуживания №1025, договор о выполнении работ пошива жилета должен быть оформлен в письменной форме и должен содержать дату приема и исполнения заказа пошива жилета. Исполнитель обязан выполнить работу в срок, предусмотренный договором. Если же потребитель заключил договор выполнения работы в устной форме и при этом предварительно полностью оплатил заказ, то потребителю необходимо обратиться к исполнителю с претензией с требованием о назначении исполнителю нового срока выполнения работ. Если в назначенный Вами срок пошив жилета не будет выполнен, Вы вправе предъявить исполнителю иные требования, а также требовать выплаты неустойки за нарушение сроков пошива за каждый день просрочки в размере трех процентов общей цены заказа.

- А если в договоре не были указаны сроки выполнения, исполнитель может тянуть время сколько угодно?

- Если в договоре на выполнение работ (услуг) не указаны сроки выполнения, то исполнитель все равно несет ответственность за нарушение сроков!

Из п.2 ст.314 Гражданского Кодекса РФ следует, что работа (услуга), сроки выполнения которой не устанавливаются в договоре и нельзя определить их (например, из соответствующих Правил выполнения отдельных видов работ), должна быть выполнена в разумный срок после заключения договора.

Если работа (услуга) не выполняется в разумный срок, то она должна быть выполнена в течение 7 дней со дня предъявления требования о выполнении.

Если исполнитель нарушает сроки выполнения работы (услуги), Вы вправе предъявить ему на Ваш выбор одно из 4 требований:

• назначить исполнителю новый срок,
• выполнить работу (услугу) своими силами или поручить выполнение третьим лицам за разумную
цену и потребовать возмещения расходов,
• потребовать уменьшения цены за выполнение работы (услуги),
• отказаться от исполнения договора о выполнении работы (услуги).

При этом Вы вправе требовать также полного возмещения убытков, причиненных Вам нарушением сроков выполнения работы (услуги).

- Со сроками картина теперь прояснилась. А на что я могу рассчитывать, если в заказанных услугах замечу недостатки?

- Ваши требования зависят от вида недостатков и времени их обнаружения. Время обнаружения недостатков может быть:

• в ходе выполнения работы (услуги),
• при принятии работы (услуги),
• в течение гарантийного срока на товар (услугу),
• после истечения гарантийного срока в пределах срока службы.

Недостатки могут быть просто недостатками и существенными недостатками.

- Самый простой вариант: если недостатки я обнаружу до истечения гарантийного срока?

- Вы должны быть внимательны в ходе выполнения работы (услуги) и особенно во время принятия выполненной работы (услуги). Если Вам что-то не нравится - предъявляйте свои требования исполнителю сразу же. Ведь после принятия работы (услуги) исполнитель будет отвечать только за те недостатки, которые невозможно было обнаружить при принятии работы (услуги).

Вы имеете право предъявить исполнителю на Ваш выбор одно из 4 требований (п.1 ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей"):

• безвозмездное устранение недостатков;
• соответствующее уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги);
• безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или
повторное выполнение работы;
• возмещение понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими
лицами.

- Моя знакомая заменила в своей квартире окна. И уже после их установки стали проявляться недостатки: в окна дует, выделяется конденсат и т.п. Вызываемые мастера устраняют недостатки, но они проявляются вновь. Как быть?

- В соответствии со ст.29 Закона РФ о ЗПП потребитель имеет право предъявить претензию в письменном виде с требованием об изготовлении нового окна, т.е. безвозмездного изготовления другой вещи и повторного выполнения работ.

Если недостатки существенные, то Вы имеете право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Вы вправе также требовать полного возмещения убытков, причиненных Вам в связи с недостатками работы (услуги).

Если гарантийный срок на работу (услугу) не установлен, то Вы можете предъявить исполнителю свои требования относительно недостатков в работе (услуге)

• в разумный срок, в пределах 2 лет
• или 5 лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Если гарантийный срок на работу (услугу) установлен, но он меньше того срока, который закон устанавливает для случая отсутствия гарантийного срока, т.е. меньше 2 лет (а в отношении недвижимости - 5 лет), то по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет (5 лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, если он докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

- А могу ли я в каких-то случаях отказаться от исполнения договора?

- Вы имеете право отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков при обнаружении недостатков в выполненной работе (услуге) до истечения гарантийного срока (п.1 ст.29):

• если эти недостатки - существенные;
• если Вы потребовали от исполнителя устранить недостатки, и он не устранил их в назначенный договором срок.

- Ольга Александровна, понятно, что всегда лучше всего действовать по горячим следам, но если недостатки обнаружатся после истечения гарантийного срока. У меня есть надежда на помощь?

- При обнаружении недостатков по истечении 2 лет (5 лет в отношении недвижимого имущества), но в пределах срока службы Вы можете предъявить претензии исполнителю:

• если эти недостатки существенные;
• и при этом допущены по вине исполнителя.

При этом исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), если потребитель докажет, что они возникли (п.6 ст.29 Закона РФ "О защите прав потребителей"):

• до ее принятия им;
• или по причинам, возникшим до этого момента.

Вы можете предъявить исполнителю только одно требование: безвозмездное устранение недостатков. Это требование должно быть удовлетворено в срок не более 20 дней со дня его предъявления. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

- отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

* Фото автора

О. Некрасова