Главная » Новости » Культура и искусство » "В жизни всегда рядом любовь и ненависть, смех и слезы..."
09 октября

"В жизни всегда рядом любовь и ненависть, смех и слезы..."

К.Криницына Сажина и С. ОлейникНа малой сцене театра состоялась первая в новом сезоне премьера - лирическая комедия в двух действиях "Смешное у тебя имя" по пьесе Ивана Вырыпаева "Валентинов день" в постановке Александра Штендлера (Москва).

Автор пьесы - наш современник, российский драматург, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер. Пьеса "Валетинов день" является продолжением очень популярного у читателей в советское время произведения Михаила Рощина "Валентин и Валентина". Напомним, это история о юных влюбленных, которым помешали соединить свои сердца их родители. В пьесе "Валентинов день" Иван Вырыпаев  развивает свою версию дальнейшей судьбы героев.

Этим спектаклем театр продолжает свой разговор со зрителем о любви. Но на этот раз речь идет о той, "убийственной" любви, которая, как болезнь, вдруг приходит к людям, когда она совсем некстати, "когда ее совсем не ждешь", и не отпускает всю жизнь, заставляя мучиться и страдать. Именно о такой любви Федор Тютчев писал:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

К сожалению, в жизни так часто бывает - люди любят одних, но по каким-то причинам живут с другими, мучаясь, страдая и заставляя страдать своих любимых, и тех, нелюбимых, но любящих, кто с ними рядом и в горе, и радости.

На протяжении всего спектакля герои постоянно путешествуют во времени - то отправляются в свою юность, где они еще полны надежд и иллюзий, то возвращаются в реальность, то снова возвращаются в прошлое "по волнам своей памяти".

Чем хороша малая сцена - тем, что зритель находится совсем рядом, он видит глаза артистов, и все те чувства и эмоции, которые в них отражаются. И тем сложнее играть актерам, так как даже малейшая фальшь будет заметна.

Актерам браво! Они справились с поставленной задачей великолепно, не просто отыграли свои роли, а прожили на сцене целых... сорок лет!

Валентин - главная, можно сказать, сторона любовного треугольника, его сыграл артист Юрий Юдин. Сыграл очень убедительно и Ю. Юдин и С. Олейникискренне, вызывая неподдельное сочувствие у зрителя. Ему не потребовалось ни дополнительного грима, ни каких-то новых штрихов в костюме или прическе, ни других вспомогательных условностей, чтобы представить своего героя в разные периоды его жизни: вчерашний школьник, студент, молодой строитель БАМа, мужчина средних лет и, наконец, зрелый сорокалетний мужчина... Счастливый и беззаботный, обиженный и печальный, любящий и нежный, страдающий и несчастный, растерянный и потухший - весь спектр чувств и эмоций пропущены актером через себя. И зритель ему поверил! При финальной фразе "Мы больше не увидимся. Я видел Бога, он сказал, что он есть...", едва ли не каждый сидящий в зале вдруг остро ощутил, что жизнь коротка и можно не успеть сделать в жизни что-то очень важное, - сказать кому-то близкому главные слова, выслушать, понять, простить...

Очень интересный образ получился у Ксении Криницыной-Сажиной, сыгравшей роль Кати. Ее героиня - простая, без амбиций, одна из тех женщин, для которых главное "был бы милый рядом, "ну а больше ничего, ничего не надо!" Катя понятна всем зрителям, особенно женщинам - наверное, чуть ли каждой хоть раз в жизни довелось побывать в ее "шкуре". Она милая, добрая, смешная и забавная; с некоторых пор пьющая. Над ее репликами не раз весело смеялись зрители, хотя судьбе ее не позавидуешь.

Валентина - гордая, красивая, одновременно счастливая и несчастная. Для тех, кому не довелось испытать муки ревности, и для тех, кто переживает их в настоящее время, она делает настоящее открытие - оказывается, даже это мучительное чувство способно придать жизни смысл! Валентину сыграла артистка Светлана Олейник.

Валентина и Катя - две женщины, две соперницы, два непримиримых врага и две сестры по несчастью.

Режиссер убрал из пьесы некоторые эпизоды, сократил диалоги, не нарушив при этом сюжетную линию. Видимо, исходя из желания пощадить уши камышинского зрителя, он убрал из диалога героев слова нецензурной лексики. За это многие зрители будут ему благодарны, поскольку от сквернословия в повседневной жизни уже невозможно "ни спрятаться, ни скрыться", и большинство  камышинских зрителей воспринимает театр как единственное убежище от этого явления.

Понравились зрителям и некоторые режиссерские находки - так, например, во время жарких объятий героев-любовников, в самый интригующий момент, вдруг раздается голос за кадром, он строго сообщает уважаемым зрителям о том, что "все эротические сцены удалены из спектакля цензурой". В ответ от артистов звучит благодарное "О, спасибо!" И они спешат застегнуть пуговицы.

Художественное оформление сцены выполнено в духе минимализма (художник Валерий Мищенко) - стол, два стула, скамейка. Однако ощущения, что сцена пуста, и что чего-то не хватает, у зрителя не возникает. Да и, к тому же, для камышинского театра это настоящее счастье, что в моде нынче минимализм - оформление спектакля обходится очень дешево. Кстати, кажется, эту же самую скамейку зритель уже видел "на кухне" у Сарафановых в спектакле "Шутка в предместье".

Музыкальное оформление (А. Ферхов), наоборот, очень разнообразно и добавляет восприятию ярких эмоциональных красок.

Спектакль цепляет за живое, растроганные зрители, покидая зал, делятся впечатлениями. Доносится фраза: "Все правильно, в жизни все так и есть - любовь и ненависть, смех, и слезы всегда рядом!"

Выступая перед зрителями, директор театра Евгений Бакин назвал премьеру новаторской, в некотором роде экспериментальной работой. С этим спектаклем театр надеется принять участие в фестивале театров малых городов России, куда очень сложно попасть из-за жесткого отбора.

Поскольку любви все возрасты покорны, а в спектакле история любви охватывает аж четыре десятилетия, то спектакль будет интересен зрителям всех возрастов старше шестнадцати.

Людмила Курсекова