Главная » Новости » Культура и искусство » "Вырвавшаяся наружу человечность..."
03 октября

"Вырвавшаяся наружу человечность..."

афишаКамышинский драматический театр открыл новый 108-й сезон премьерным спектаклем "Дракон" по одноименной пьесе советского драматурга, поэта, сценариста, журналиста Евгения Шварца. По замыслу автора горожане, которых намерен спасти главный герой Ланцелот, уверены в том, что жизнь под властью дракона вполне терпима, а полный контроль, насилие и жестокость являются  нормой. Вступить с правителем в бой означает верную смерть. Людям не нужна свобода, они готовы жить в рабстве, помалкивать, плясать под чужую дудку. Наш герой с удивлением обнаруживает, что смерть дракона не развязывает руки его подданным - они с удовольствием подчиняются очередному тирану.

Пьеса, пронизанная тонким юмором, была написана в сложные военные годы. В советское время ее запрещали, поскольку считали социальной сатирой на тоталитарный режим. Первую попытку поставить спектакль по пьесе Шварца предпринял Николай Акимов, но после премьерного показа на сцене Ленинградского театра комедии в августе 1944 года он был снят. Лишь спустя восемнадцать лет зрители вновь увидели спектакль на сцене упомянутого театра, но в течение одного сезона. "Шварц - воинствующий гуманист, питающий ненависть к фашизму во всех его проявлениях. Он начал работу над пьесой "Дракон" как раз в тот момент, когда сложные дипломатические отношения с Германией полностью исключали возможность открытого выступления против неизбежного противника. В 1942 году автор вернулся к пьесе, никаких препятствий для выступления со сцены уже не было, но сказочная форма, удавшаяся в первом акте, сообщала произведению такую силу обобщения, что оказалась более точной уже не по международным, а чисто художественным соображениям. События, которые произошли за эти годы, дали новую пищу для развития темы. Сложившиеся обстоятельства говорили о том, что и после победы над Германией человечество столкнется с новыми трудностями, поскольку среди нас есть те, кто отнюдь не стремится к мирной жизни на земле. В этом произведении главные действующие лица достаточно точно олицетворяли основные силы, ведущие борьбу, поэтому члены комиссии, прочитавшие пьесу до постановки, высоко оценили ее идейные и художественные достоинства", - писал Николай Акимов.

В письме, адресованном Леониду Малюгину, сам Евгений Шварц сообщал следующее: "В Москве надо было на полгода спрятать самолюбие в карман, забросить работу, стать в позу просителя и выпрашивать в Союзе писателей паек, комнату, уважение и почет. Я, конечно, человек тихий, но самолюбивый. Выносить грубости барышень, работающих в этом учреждении, я не мог, поэтому и уехал в Сталинабад. Здесь много любопытного. Театр по-прежнему мне интересен. Акимов умен больше прежнего. Благодаря ему я дописал здесь пьесу "Дракон". Сейчас он с ней в Москве, а я жду вестей". Разумеется, Шварц переживал, что его произведение запрещали, о чем свидетельствуют записи в его дневнике "Живу беспокойно": "Пьесу, которую так хвалили, вдруг резко обругали в газете "Литература и искусство", но отвратительное ощущение у меня улеглось через шесть-семь дней. Спектакль готовится к показу, но день постоянно  откладывается. Очень медленно делают декорации в мастерских. Вчера впервые увидел первый акт в декорациях, гриме и костюмах. Я утратил интерес к пьесе". Тем не менее, в дальнейшем постановку по пьесе Шварца увидели в Магнитогорске, Ташкенте, Казани, Перми, Москве и других городах, а в 1988 году на экран вышла картина режиссера Марка Захарова "Убить дракона", главные роли в  которой исполнили Олег Янковский, Евгений Леонов и Александр Абдулов.

Что ж, настал черед и камышанам познакомиться с героями пьесы "Дракон". Режиссером-постановщиком спектакля выступил Александр сцена из спектакляШтендлер, художником-постановщиком - Александр Саблин, музыкальным оформлением спектакля занимался Александр Ферхов, а хореографией - Ольга Шевченко. В спектакле заняты следующие артисты: заслуженный артист России Николай Штабной (Дракон), Алексей Перетятько (Ланцелот), Юрий Щербинин (Шарлемань), Светлана Смирнова (Эльза), Алексей Лобойко (бургомистр), Александр Ферхов (Генрих), Николай Дубровин (кот), Роман Петров (тюремщик). Кроме того, в эпизодах задействованы М. Клыпина, Н. Дорошенко, В Костылева, А. Ломако и студенты камышинского филиала Волгоградского государственного института искусств и культуры. Кстати, приятно отметить, что режиссер привлекает новые лица к работе над спектаклем - речь идет не  только о новом художнике-постановщике, но и, конечно, студентах, которые не наблюдают за происходящим на сцене из зрительного зала, а получили уникальную возможность увидеть театральную "кухню" изнутри. "Залезть" в голову своему персонажу, понять причины того или иного поведения, проникнуться к нему симпатией - процесс безумно интересный. И, попутно замечу, в ходе подготовки спектакля вся труппа во главе с режиссером становятся психологами, поскольку, разбирая роли, пробуя на вкус реплики героев,  актер может найти ответы на свои личные вопросы, которые так долго его терзают.

Заядлые театралы настойчиво рекомендуют перед тем, как переступить порог храма Мельпомены, прочитать пьесу, по которой поставлен спектакль. Разумеется, автор публикации принял во внимание дельный совет. В тексте есть много занятных моментов, в которых в полной мере может раскрыться талант режиссера. К примеру, одним из самых зрелищных моментов является жестокий бой Дракона и Ланцелота в бескрайнем небе. "Мы соткали множество ковров, но лучший из них приготовили нынешней ночью: двойной, шерсть с шелком, а краски приготовлены по особому рецепту. Но секрет не в этом. Это ковер-самолет! И примерьте вот эту шапку. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, а бедный мастер (кстати, лучший шапочных и шляпочных дел мастер) никогда не узнает, идет она вам или нет", - уверяют погонщики и преподносят Ланцелоту свои дары. Форма подачи кровопролитного сражения главных действующих лиц получилась весьма любопытной и неожиданной для местной публики.

Преобладание черного цвета в костюмах героев и декорациях не отвлекают от содержания, помогают отделить зерна от плевел. Надо признать, Александру Штендлеру здорово удается достучаться до зрителя, произнести простые, но такие важные слова, обходясь при этом минимальным количеством предметов на сцене. Вспомните, к примеру, замечательный спектакль "... И пес с ними", который вызвал  огромное количество теплых отзывов местной публики в минувшем сезоне. Камерность малого зала, самобытность актеров, простота костюмов, отсутствие декораций и минимум реквизита помогли зрителю погрузиться в действо, искренне сопереживать героям, рассказавшим три истории о свободе и праве выбора, любви и верности. К слову, в новом сезоне в канву спектакля будут внесены изменения, поэтому "игра по-взрослому в трех частях" вновь удивит зрителя и заставит иначе взглянуть на череду лиц, имен и событий.

Световые и звуковые решения, декорации, работа актеров и другие художественно-технические средства  направлены на создание целостной формы. Удалось ли режиссеру справиться с поставленной задачей? Все ли исполнители вызывают широкий спектр чувств? "Можно не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте! И вы будете счастливы. Это правда, самая чистая  правда, что есть на земле", - тронут ли слова Ланцелота струны души? Каждый зритель, несомненно, сделает собственные выводы после просмотра спектакля.

Пьеса была написана в военные годы, но что изменилось за это время? Есть ли среди нас смелые, мужественные, питающие ненависть к Дракону? Или новое поколение - люди с "прожженными душами"? Хотя даже таких людей Шварц не считает безнадежно потерянными, за них надо бороться, причем очень аккуратно: "Будьте терпеливы. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые  корни. Ведь если вдуматься, то люди, пожалуй, тоже заслуживают тщательного ухода". На сегодняшний день было бы ошибочно оценивать новую постановку, поскольку каждый спектакль необходимо посмотреть несколько раз, дать возможность актерам ближе подпустить персонаж, мысленно перенестись в те дни, научиться иначе думать и чувствовать. На все это, безусловно, требуется время.

Елена Гуляева
Фото: Камышинский драматический театр