09 апреля

Все для Победы

День ПобедыНакануне войны Камышин, по сути, был небольшим волжским городком. В нем проживало всего-то 24 тыс. человек, почти в 5 раз меньше, чем сейчас. Город располагал крупными по тем временам предприятиями, такими как стеклотарный и консервный заводы, лесозавод. Работали МТМ (машинно-тракторная мастерская), мясокомбинат, водочный и хлебозавод, обувная фабрика, элеватор, различные артели. В 1941 году промышленность Камышина выпустила 34 млн 110 тыс. стеклянных банок в пол-литровом исчислении, 9 млн 95 тыс. условных банок консервов, 2 тыс. 910 тонн мяса, 48 тонн животного масла, 7 тыс. 111 тонн хлебопродуктов, 118 тыс. 300 декалитров водки, 8 тыс. 700 пар обуви. Производились также лесоматериалы, лаки, краски, кирпич…

Прифронтовой город

17 июля 1942 г. начался оборонительный период Сталинградской битвы. Завязались тяжелые бои 62-й и 64-й армий на дальних и ближних подступах к Сталинграду. Наш город в этот период становится прифронтовым и важным транспортным узлом. Он также был в поле внимания и у Верховного Главнокомандующего. 13 сентября 1942 года по докладу его заместителя Г. К. Жукова и начальника Генерального штаба Красной Армии А. М. Василевского о плане разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом И. В. Сталин сделал замечание: «Над планом надо еще подумать… сейчас главная задача – удержать Сталинград, не допустив продвижения противника в сторону Камышина». «Замечание» нашими армиями было выполнено: фашистский сапог улицы Камышина (за исключением военнопленных) не топтал.

В соответствии с указаниями Государственного Комитета Обороны и бюро Сталинградского обкома ВКП (б) и областного Совета депутатов трудящихся 13 июля приняли постановление об организации переправ на Волге, в том числе и в районе Камышина. Здесь переправы действовали днем и ночью, как летом, так и зимой. Переправы пересекали Волгу в районе оврага Беленький (военная), в центре города (пассажирская), а также у нефтебазы и у деревни Терновка. Этими переправами пользовались многие воинские части, в том числе прославленная 13-я Гвардейская дивизия Родимцева, сыгравшая выдающуюся роль в критические дни обороны Сталинграда.

Сотни горожан принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, фронтовых дорог и мостов. В период с октября 1941 г. по февраль 1942 г. камышане участвовали в строительстве Сталинградского обвода. Они возводили противотанковые рвы, огневые точки, делали укрытия, ходы сообщения и т. д. На эти работы из города было направлено 2700 человек.

Работали камышане в I-ом секторе оборонительного рубежа г. Сталинграда в Солодчинском районе (деревня Б. Ивановка) и в Балыклейском районе (колхоз 1 Мая).

Приближался к исходу 1942 год. Сталинград, истекая кровью, продолжал сражаться. Надо было содержать в надлежащем состоянии грейдер, идущий к нему из Камышина. А зима 1942-1943 гг. выдалась очень суровой. Морозы доходили до 30 градусов. Снежные бураны часто заносили дороги. И люди, не считаясь ни с чем, с лопатами в руках выходили на грейдер, ведущий к Сталинграду, и очищали его от снега. Тысячи жителей города и района работали сутками, не уходя со своего поста, лишь бы не остановилось движение автомобильного транспорта, доставлявшего живую силу, боеприпасы и продовольствие Сталинградскому фронту. Это была «дорога жизни» на Сталинград.

Рельсы с БАМа

Очень важную роль сыграла в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом железная дорога Саратов – Иловлинская, построенная в невиданно короткие сроки. Руководил ее строительством генерал Гвоздевский Федор Алексеевич.

Еще 23 января 1942 года Государственный Комитет обороны принял постановление «О строительстве железнодорожной линии Сталинград – Саратов – Сызрань – Ульяновск». В первую очередь предстояло построить участок протяженностью 144,5 км от Иловли до Петрова Вала. Стройка была признана первоочередной.

Проходила она в неимоверно трудных условиях. Подготовка полотна, укладка или выемка грунта осуществлялись солдатами железнодорожных войск вручную, на тачках, носилках, никаких там экскаваторов просто не было. Работали столько, сколько могли выдержать люди. Отдыхать ложились под открытым небом. Еду варили здесь же, на месте работ. И все это под непрерывными бомбежками противника. А готовые звенья рельс Сталин приказал брать с БАМа, который, как известно, начали строить еще до войны. Дорога росла на 8-10 км в сутки. Вот это темпы! В ее строительстве принимали также участие жители города, тысячи жителей сел и деревень со своими подводами и около 100 тыс. заключенных.

7 августа 1942 года строительство железной дороги Иловля – Петров Вал было закончено в срок. Группа камышан, активно участвовавших в строительстве была награждена правительственными наградами, а председателю городского комитета обороны Н. Г. Ведяпину вручили орден Красной Звезды.

Каково значение этой дороги? Всего за 20 дней эксплуатации участок Петров Вал – Иловля обеспечил вывоз из-под Сталинграда 17-ти тысяч вагонов и 300 паровозов. Вывозились заводское оборудование, раненые, беженцы… В обратном направлении к фронту перебрасывались резервы, которые во многом обеспечили победу в Сталинградской битве.

Камышинские танкисты

Готовили в годы войны в Камышине и танкистов. В 1941 году в Камышин было передислоцировано Бобруйское танковое училище, а в 1942 оно становится Камышинским танковым училищем по подготовке командиров танков Т-34. За период нахождения училища в Камышине было сделано три выпуска. Практические занятия по вождению танков проводились в степи за городом. Молодые лейтенанты-танкисты уходили в бой сразу окончания училища. Многие из выпускников стали участниками Сталинградской битвы. А 27 камышинских танкистов стали Героями Советского Союза. Среди них В. И. Васильев, Б. И. Гребенников, Н. М. Кузьмин. Окончил это танковое училище и Борис Шаховский. Воевал командиром танка, получил тяжелое ранение. В своем стихотворении «На безжалостном ветру» он оставил нам такие строчки:

Рассвет над Волгой осенней,
И не понять – туман или дым.
И вспоминается Есенин:
«… не буду больше молодым».

********

Мы очень молодые люди,
Но здесь на огненном ветру,
Не знаем –
Будем иль не будем
Во взводных списках поутру.

В мае 1944 года в Камышин было передислоцировано и Соликамское аэросанное училище (с 15 июня 1943 года оно было переведено на подготовку техников-лейтенантов Т-34). Начальником училища был полковник Федор Федорович Федоров, бывший командир 5-й танковой дивизии.

Кроме этого, для защиты города, переправ, наземных войск в Сталинграде, в районе с. Вихлянцево (Камышинский район) располагался 431 истребительный авиационный полк 283 авиадивизии. Летчики этого полка на своих Яках сопровождали на задания наши штурмовики, выполняли другие задания командования. На подступах к городу они сбили не один вражеский самолет.

В городе дислоцировалась 2-я бригада Волжской военной флотилии. В ее экипажи добровольно влилось более 200 камышан. Эта флотилия только в период Сталинградской битвы перевезла свыше 170 тысяч тонн военных грузов. Здесь же формировалась прославленная дивизия Родимцева, находились штабы 333-й стрелковой дивизии (одна из улиц города названа ее именем), 103 отдельного батальона воздушного наблюдения и связи (ВНОС) и др.

… 29 августа 1942 г. заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жукова, вылетев из Москвы в Сталинград, сел на полевую площадку в районе Камышина. Здесь его встретил А. М. Василевский. Отсюда они выехали в штаб Сталинградского фронта.

Комсомольцы-добровольцы

Каждый год весной и осенью у памятного знака-обелиска комсомольцам-добровольцам проводится митинг по случаю проводов призывников для службы в Российской Армии. Здесь звучат слова памяти о тех, кто осенью 1942 года на призыв обкома комсомола «Молодежь на защиту Сталинграда!» дал клятву защищать нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. 17 ноября 1942 года из многих районов Сталинградской области сюда прибыли 2200 юношей и девушек. Они поклялись: «пока в жилах течет кровь, драться с врагом за священную землю, за родной Сталинград». Им было тогда по 17-18 лет. Слова клятвы крепче стали вошли в сознание и поступки молодых людей. Среди них были Зина Скоморохова, Зоя Козлова, Римма Канова и Валентина Иванова. Они учились в железнодорожной школе, помимо общих дисциплин изучали и военное дело. Ребята и девчонки 9-го «Б» класса, когда узнали о призыве добровольцев, сразу приняли решение. И, оставив свою учебу, родителей, младших братьев и сестер, отправились в сталинградское пекло. Все вышеупомянутые девчонки попали в 138 стрелковую дивизию полковника И. И. Людникова, которая на небольшом клочке земли вела бои за поселок «Завод Баррикады». Этот клочок земли вошел в историю Сталинградской битвы, как «остров Людникова».

Повсюду комсомольцы-добровольцы били врага, многие из них дошли до Берлина, Вены, Белграда. Комсомольцы не щадили своих жизней. Многие из них не вернулись домой. В память об исторической клятве 17 ноября 1942 года парк стал именоваться Парком имени Комсомольцев-добровольцев. А поэт Анатолий Мурашов героям-патриотам посвятил свой стих:

Осенний парк. Задумчиво и строго
Стоят деревья в отблесках дождя.
Когда-то здесь, как на родном пороге,
Давали клятву верности друзья.
Была та осень в трудную годину,
Шли тучи с черной свастикой врага.
Был Сталинград, как будто к Волге сдвинут,
И сузились у Волги берега.
А в парке клятва верности звучала,
Слова свинцово падали в тиши,
Страна на подвиг юных провожала,
И добровольцы по аллеям шли.
Уверен шаг. Посуровели лица.
Аллея в бой ведет, в огонь атак,
Чтоб к милой Волге враг не смог пробиться,
Чтоб над рейхстагом вспыхнул алый флаг.

Жаль только, что памятный знак-обелиск безымянный. Там нет ни одной фамилии...


Под бомбами

Фашистское командование прекрасно понимало, какую роль в Сталинградской битве играет г. Камышин. Вражеские стервятники неоднократно бомбили город. Налеты вражеской авиации участились летом 1942 года. На город сыпались фугасный и зажигательные бомбы, от взрывов возникали пожары, было много разрушений, гибли люди.

Первый налет на Камышин произошел 28 июля 1942 года. Вражеский самолет ХЕ-111 на бреющем полете из пулемета обстрелял пароход, отходивший от пристани, а потом в него попала бомба, и он затонул. Также были сброшены бомбы на дома в районе железнодорожного вокзала. Появились первые человеческие жертвы. Так война «заглянула» в наш город. В ночь с 11 на 12 августа были сброшены бомбы на железнодорожный вокзал и пристань. Постоянно бомбили нефтебазу, стеклотарный завод, пристань, вокзал, а деревянный Бородинский мост устоял. Часто попадали под бомбежки дома на ул. Гражданской, которые находились рядом с электростанцией.

Мы знаем, что во время массированного налета вражеской авиации на Сталинград в ночь на 24 августа 1942 года запылала Волга. Взорвались нефтехранилища, и горящая нефть хлынула вниз по течению. Нечто подобное произошло и в Камышине, только в меньших масштабах.

20 сентября 1942 г. был произведен большой налет на стратегический объект — камышинскую нефтебазу. В результате этого было разрушено 26 резервуаров, выведено из строя 3600 метров трубопроводов. Пострадали котельное отделение, пожарное депо, сети водоснабжения и электросети. Все нефтепродукты сгорели. Тогда из Заволжья хорошо были видны горевший Камышин, клубы дыма над городом. Горела нефть, попавшая в Волгу из разбомбленных резервуаров. Городским комитетом обороны были приняты срочные меры к восстановлению нефтебазы. Она скоро снова стала снабжать горючим войска Сталинградского фронта.

Лето 1943 года. Казалось бы, война уже далеко, идут сражения на Орловско-Курской дуге. Наступило 17 июня 1943 года. На Камышин налетели сразу тридцать «юнкерсов». Бомбили нефтебазу, стеклотарный и консервный заводы...

Камышане — фронту

До войны промышленность города не выпускала ни танков, ни самолетов, ни артиллерийских орудий. Но все, что было в городе: людские резервы, производственная база были направлены на помощь фронту.

В короткий срок на предприятиях был налажен выпуск военной продукции. Так, на производственных площадях стеклотарного завода были размещены авиаремонтные мастерские по ремонту боевых самолетов. Кроме основной продукции, завод выпускал автоматы ППШ, ротные минометы, окопные печи, стеклянные фляжки и шарообразные ампулы для зажигательной жидкости, противобуксовочные цепи для автомобилей, взрыватели для противотанковых мин и многое другое. Завод снабжал госпитали дистиллированной водой высокой стерильности.

Консервный завод освоил производство витаминов, солдатских котелков и сигнальных ракетниц. Горпромкомбинат выпускал деревянные ящики для снарядов и гранат, а также макеты самолетов для ложных аэродромов. На производственных площадках водочного завода ремонтировались авиационные моторы и заправлялись стеклянные ампулы зажигательной жидкостью. Мастерские техникума механизации с/х изготовляли запчасти для автомобилей и тракторов, фурнитуру для кавалерийских седел. На мебельной фабрике некоторое время ремонтировали самолеты- «кукурузники». В депо станции Камышин, несмотря на его малую мощность, производился ремонт вагонов и паровозов.

Производственные мастерские общества глухонемых и слепых выпускали валяную обувь, ватные телогрейки, брюки и рукавицы. Немало сделали для разгрома врага и жители Камышинского района. Например, колхоз «Красный Октябрь» (село Лебяжье) за годы войны сдал государству: хлеба – 164000 пудов, овощей – 5100 пудов, мяса – 4020 пудов, молока – 128548 л, шерсти – 3807 кг, яиц – 25225 штук, 50 лошадей.

Из колхоза на фронт ушло более 100 человек. Оставшиеся колхозники принимали участие в строительстве военного аэродрома, подвозили бомбы со станции к аэродрому, собирали теплые вещи для фронта, посылали подарки бойцам.

Жители города и района участвовали в сборе средств на постройку танковых колонн им. 24 годовщины Красной Армии, авиаэскадрильи «Героический Сталинград». Всего ими было сдано в фонд обороны 1 млн 49 тысяч рублей, на постройку танков – 2 млн 232 тыс. рублей, на строительство боевых самолетов – 2 млн 100 тыс. рублей.

Собирались и теплые вещи для фронта. Только на 12.11.1941 г. было сдано на армейские склады 3652 пары валенок, 148 полушубков, 345 стеганых и меховых жилетов, 1540 шапок, 1071 фуфаек и курток.

Проявлялась постоянная забота о защитниках Родины. Так, в феврале 1942 г. для бойцов Юго-Западного фронта было отправлено 330 ящиков мясной тушенки, 100 ящиков варенья, 18 туш мяса, 4 белуги, 2 бочонка повидла, 1 тонна печенья, 500 кг колбасы, 82 ящика коллективных посылок.

Город госпиталей

Уже в первые дни войны в городе стали создаваться госпитали, а в дальнейшем он стал городом госпиталей. Все лучшие здания, многие школы, учебные заведения были отданы под госпитали. В школе № 2 на ул. Республиканской (это здание из красного кирпича, рядом с гостиницей «Опава», сохранилось и по сей день) располагался эвакогоспиталь № 1191. А после войны в этом здании открылась школа-семилетка, в которую я и пошел в 1-ый класс.

ЭГ № 3240 находился в здании гидротехникума на ул. Пролетарской, 47, а ЭГ № 5768 – в здании техникума механизации (здание не сохранилось).

Всего в Камышине побывало около 50 госпиталей, Камышинском районе – 15. Первый поезд в Камышин прибыл 8 июля 1941 года. Организация госпиталей была поручена врачу Анастасии Григорьевне Вязовой.

Фронт приближался к Сталинграду. Уже в ноябре 1942 года в городе базировалось 10 госпиталей, не считая временных. Предприятия города стали шефами над госпиталями, выделяли людей в помощь медикам. Например, стеклотарный завод для госпиталя № 5066 (располагался в здании завода) подвел центральное отопление, свет, оборудовал пищеблок. Над госпиталем № 5070, расположенном там же, шефствовал консервный завод. Над госпиталем № 2620 шефствовали железнодорожники.

В городе создавались санитарные дружины, которые обеспечивали уход за ранеными. Население старалось облегчить их судьбу. Люди приносили вещи, посуду, книги, давали концерты…

2 февраля 1943 года великая битва на Волге завершилась. В Сталинградском кольце оказались плененными 91 тысяча солдат и офицеров. Пленные немцы поступали и в наш город. В школе № 1 по ул. Набережной, 11 (ныне школа № 4) развернули спецгоспиталь для военнопленных № 5772 на 1000 коек.

Немцы попадали в госпиталь настолько слабые, что лечению не поддавались: просто умирали от истощения. Появилось и немецкое кладбище с черными металлическими крестами на могилах.

Медицинские работники госпиталей работали по 48-60 часов почти без перерывов. Они также выполняли обязанности санитаров при погрузке раненых в санитарные поезда, при необходимости были и донорами. Пришлось читать, что госпитали г. Сочи вернули в строй за годы войны 0,5 млн воинов. Если учесть, что в госпиталях Камышина находилось по 100-700-1000 раненых, то можно считать, что они сохранили жизнь не одной тысячи раненых бойцов, а многие из них вернулись в свои воинские части и продолжали воевать.

Проклятая война закончилась давно. Ветеранов войны и тыла осталось очень мало. Теперь уже дети и внуки той войны и той Победы будут встречать май 2015 с высокой и радостной минутой. Будут парад, музыка, воспоминания, букеты алых роз и победный салют. И «искорки людских счастливых слез…» от того, что мы живем на этом белом свете.

Виталий Королев

Фото Олега Бунтарева