Главная » Новости » Мнения » Век живи, век учись!
02 апреля

Век живи, век учись!

школаПродлить программу обучения в российских школах ещё на год - такое предложение направил в Министерство образования депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. По словам депутата, это нужно для того, чтобы помочь школьникам определиться со своей будущей специальностью, потому что очень многие российские выпускники к одиннадцатому классу еще не могут решить для себя эту дилемму и идут в вузы осваивать специальность, по которой потом просто не работают.

- Если такой ученик обучается за счёт средств бюджета, то государство не получит в будущем необходимого экономического эффекта от того, что вкладывает в него средства. Таким образом, юношам и девушкам предлагается дать еще один год на обдумывание - в какой вуз поступать после получения аттестата.

12-й класс парламентарий предлагает сделать профориентационным, то есть здесь школьники будут посещать только те предметы, которые впоследствии пригодятся им в трудовой деятельности. Компенсировать 12-летний срок обучения Власов предлагает за счёт увеличения летних каникул на месяц. Напомним, фракция ЛДПР уже несколько лет настаивает на переносе начала учебного года с 1 сентября на 1 октября. Депутаты считают, что это пойдет на пользу как самим школьникам, так и российской экономике. "Семьи с детьми смогут планировать свой отпуск на сентябрь и, проведя его на курортах нашей страны, принести дополнительные доходы в бюджет" (ТАСС).

Народ принял это предложение очень близко к сердцу и эмоционально обсуждает его в Интернете:

- А в Госдуме не предложили начать думать перед придумыванием закона? А?

- В Госдуму рвутся не для того, чтобы думать.

- Придётся в школе свадьбы устраивать и роды принимать.

- Одиннадцать классов и то зря сделали! Теперь сидят практически 19-ти летние мужики с бородой в 11 классе, многие уже половой жизнью живут... А раньше 8 классов заканчивали или 10, и не хуже были, и писали грамотнее... Вот к чему это сделали???

- Интересно, хоть кому-то пригодились те "знания", которым их учили в школе??? Приходишь в институт и первое, что слышишь: "Забудьте всё, что слышали в школе". Приходишь на работу, тебе говорят: "Забудь всё, что учил в институте". Вопрос - зачем тогда лишняя возня, если всё равно это не пригодится?

- Вообще-то, главными предметами в школе давно уже стали физкультура и труд. Стране нужны сильные рабочие руки. А управленцев и так хватает, безмозглых.

- Будет, как в фильме "Большая перемена" - люди уже работают, имеют семьи и детей, но по глупости властей вынуждены тратить своё драгоценное время на 12-ый класс, протирая штаны, дабы определится с выбором. Чего уж мелочится, надо тогда и в вузах сделать не 5-6 лет обучения, а 10-12, чтоб выходили "настоящие" спецы по профилю! Вот тогда заживём!!!

- Когда же они там, "наверху" поймут, что надо работать не на КОЛИЧЕСТВО обучения, а на его КАЧЕСТВО и ДОСТУПНОСТЬ!

- Я ваще с 7 класса уже ушел из школы, и ничего, учусь в универе, 4 курс заканчиваю! А я ваще в школу не ходил! Улица научила меня жизни!

- Поди, там и живешь?

- А я остался до 11 класса просто потому что не хотел уходить...

- Нужно систему образования менять глобально, чтобы люди, готовые к жизни, выходили!

- Если проблема в тупых выпускниках, то это вина не столько системы образования, а тупых выпускников! И, если уж на то пошло, то необходимо ужесточить методы проверки знаний. Например, после каждого класса сдавать ЕГЭ. Причем сделать его таким, чтобы учащийся для положительного зачета (критерия прохождения в следующий класс) набирал не менее 80 процентов правильных ответов.  Вот тогда дураков не будет в выпускных классах, но тогда и выпускников будет не много, и будет толпа ПТУшников.

- Отчасти я согласен. Но если всё менять, а при этом оставлять неизменным, что всё лучшее образование - за деньги, тоже нельзя. Деньги есть - молодец с "вышкой", денег нет - бомж несчастный без образования и без надежд на дальнейший прогресс. Уж если ужесточать систему, то давайте ужесточать её во всех рамках, а не только в рамках сдачи экзамена.

- Какой бы ни была система образования, если у учеников/студентов нет стремления к саморазвитию, то никакие изменения не решат эти проблемы. Для тех, кому знания реально нужны, система образования дает неплохую базу, отталкиваясь от которой, можно реализовать себя практически везде.

А что об этом думают камышане? С просьбой поделиться своим мнением мы обратились к жителям Камышина, случайным прохожим. Публикуем их ответы...

Татьяна, студентка КТКТатьяна, студентка КПК:

- К сожалению, это правда - в школе редко кто из учеников может точно определиться с выбором профессии, потому что школа очень мало дает представления о профессиях. Я вот, например, уже учусь на последнем курсе и в настоящее время прохожу практику по специальности "Банковское дело". Сейчас я, к сожалению, понимаю, что работа в банке, - это не мое! И я понимаю, что если бы  выбирала профессию сейчас, то я бы, однозначно, не пошла учиться на банковского работника. В настоящее время я бы выбрала профессию по линии МВД. Это мне интересно, и это больше подходит к моему характеру.

Да, профориентация в школе нужна обязательно! Но нужно ли для этого прибавлять еще год обучения в школе... Не знаю...

Светлана, студентка КПК:

- Я вообще не определялась с профессией. Куда мне мама посоветовала, я туда и пошла учиться. Мы с Татьяной - однокурсницы, вот Светлана, студентка КПКсейчас на практику в банк идем. Печально, но факт, мы - будущие банковские работники. Мне тоже не нравится моя будущая специальность, и мне не интересно работать в банке! К сожалению, учась в школе, очень трудно определиться с профессией. Может  быть, и вправду нужно прибавить год к школьной программе обучения, все-таки выпускники будут на год постарше... А если бы еще и экзаменов сделали поменьше, тогда было бы совсем хорошо.

Но, с другой стороны, я, например, до сих пор так и не знаю, чем бы мне хотелось заниматься в жизни, какую иметь специальность, в чем мое призвание. В одном уверена абсолютно точно - это, увы, не банковское дело!

Татьяна Викторовна Четвертнова:

- Депутаты лучше бы озаботились качеством школьного образования, а не количеством школьных лет. Татьяна Викторовна ЧетвертноваСейчас школьные учебники как будто специально написаны так, чтобы отвратить ребенка от учебы. Поскольку я сама историк, то скажу по поводу учебника истории. Вот, скажите мне, зачем в учебнике по истории древнего мира посвящать целый параграф технологии бальзамирования тел? Несколько страниц подробно повествуют о том, как и каким инструментом вычищать мозги из трупа и прочее? Параграф иллюстрирован - тут нарисованы все необходимые инструменты - разные скребки и тому подобное. И это для учеников пятого класса!? Многие параграфы перегружены мелкой подробной информацией, зато многих важных тем в учебнике вообще нет. И когда уже наконец у нас будут единые учебники для всех российских школ? Ведь посмотрите, что получается - выпускник получает аттестат, но поступить он в выбранный вуз с полученными знаниями не может, потому что не по тому учебнику занимался и ему говорят: "Нанимайте репетиторов, иначе поступить не сможете". А раньше любой школьник мог самостоятельно по учебникам подготовиться к поступлению, потому что программа и учебники у всех были единые, во всех школах любого уголка России. И вообще, раньше в школе учили думать, размышлять, грамотно излагать свои мысли, а то, что сейчас происходит, - это просто натаскивание для сдачи ЕГЭ. Результат налицо - везде полуграмотные, не умеющие логически  мыслить и принимать ответственные решения "специалисты".

А что касается продления летних каникул на месяц, так это депутаты для себя придумали и для всех богатеньких, у кого круглый год лето, каникулы, Канары... То есть для для тех, у кого есть возможность осенью улететь в лето. А простые семьи этого позволить себе не могут,  поэтому большинство школьников будет просто отираться во дворах еще целый месяц. На мой взгляд, не надо было ничего выдумывать - советская система школьного образования была самой оптимальной! И знания давала прочные.

А что касается выбора профессии, так дети сейчас раньше взрослеют, чем мы когда-то. Они уже чуть ли не с седьмого класса живут взрослой жизнью. Это во-первых. А, во-вторых, люди, бывает, вообще только в зрелом возрасте осознают, в чем их призвание. Так что двенадцатый класс совершенно не нужен. Лучше бы подумали о том, как сделать гибкую систему обучения, ведь способности и стремления у всех разные, зачем же всех под одну гребенку - кому-то, может быть, и восемь-девять лет хватит на освоение программы средней школы, а кому-то и двенадцати мало.

Рябцева Татьяна, студентка КТИ:

- Если говорить честно, я пошла учиться в КТИ на программиста от безысходности - просто у меня не было возможности поехать учиться в другой город. Думаю, что я не одна такая - кого-то после школы не отпускают учиться в другие города родители, у кого-то в семье нет материальных возможностей получать образование в другом городе... А в Камышине выбор очень ограничен. Вот учусь на программиста просто для того, чтобы получить хотя бы какое-то высшее образование и диплом. А вообще у меня была мечта стать психологом, потому что мне это интересно. Если бы была у меня возможность, я бы уехала в другой город, поступила бы в  институт по этой специальности.

Нужен ли в школе еще один год обучения, двенадцатый класс? Думаю, да, нужен. Потому что выпускники будут на год старше и, может быть, тогда родителям будет легче отпускать их учиться в другие города.

Кравцова Светлана, студентка КТИ:

- Я тоже учусь в КТИ и тоже, к сожалению, не считаю профессию программиста своим призванием. Я бы лучше выбрала творческую профессию музыканта, но консерватории ведь у нас в городе нет. А поехать учиться в другой город... Об этом уже все моя подруга сказала, особо добавить нечего.

Но я считаю, что в школе не нужен еще один год обучения. Нет, потому что это проблемы не решит. Можно учиться в школе и двенадцать, и тринадцать, и четырнадцать лет... Если у семьи нет возможностей отправить своих детей в другой город, то эта возможность не появится за год, а выбирать в Камышине... Здесь очень узкие альтернативы. По-моему, надо не двенадцатый класс открывать в школах, а делать доступным образование, чтобы выпускники школ могли выбирать учебное заведение не только там, где они живут.

Олег:

- Нет, я против двенадцатилетней школы! И, главное, какой в этом смысл? Я вот, например, несмотря на окончание школы с очень Олегхорошим аттестатом, сейчас весьма смутно помню всякие уравнения математики и химические формулы. Просто потому что эти знания мне для работы не нужны. Зато многие другие вещи, которые мне требуются, приходится изучать самостоятельно. Ну а если депутаты смотрят на Запад и просто хотят перенять европейский опыт в школьном образовании, то там школьная система вовсе не предполагает обучение всех детей в течение двенадцати лет по одинаковым программам. Скажем, в Германии программы для всех школьников одинаковы лишь на протяжении 4-х классов начальной школы. А затем - экзамен и первая "сортировка" - умные идут в "реальную школу", ну, а кто не очень умный - в школу общую.

Светлана:

Светлана- Ну, нет! На мой взгляд, это глупость полнейшая! Кто не хочет учиться, тот и так учиться не будет, сколько его ни держи в школе. А профориентацию надо начинать не в двенадцатом классе, а раньше. Мы вот в свое время довольно рано определились с профессией. А почему? Да потому что к нам в школу приходили люди разных профессий, рассказывали о своих специальностях, учителя нас водили на экскурсии на предприятия, в учебные заведения. Делается сейчас это в школах или нет? Не знаю...

И продлевать летние каникулы тоже совсем ни к чему, наоборот, они за три месяца каникул почти все забывают. А за четыре забудут вообще все! И потом, если будут такие длительные каникулы, то потом придется все наверстывать в сжатые сроки, а это уже не учеба. И растягивать все на двенадцать лет - это не выход!

Виктор Федорович:

- Надо не продлевать обучение в школе, а делать его более качественным! Надо больше внимания уделять детям и больше платить педагогам, чтобы они не уходили в бизнес, в репетиторы. Ведь даже при царе-батюшке учителям платили хорошую зарплату, и обращение к учителю было почтительное - "господин учитель". А сейчас у нас учителя не защищены!

А выбор профессии во многом от родителей зависит. Я определился с выбором еще до школы, глядя на своего отца - офицера и на его отношение к службе. Уже лет в пять я надевал его сапоги, фуражку и топал по комнате.

Екатерина Алексеевна:

- Можно выбрать профессию очень рано, но потом она может оказаться невостребованной, потому что все очень быстро меняется. Так, например, было и со мной. Поэтому сколько бы ни было лет обучения в школе - двенадцать, тринадцать, - многим потом все равно приходится переучиваться, получать другую специальность. Поэтому я думаю, что школьную программу можно было бы даже сократить. Все равно, как говорится, век живи, век учись!

В европейских странах накоплен богатый опыт по профориентации школьников. В Японии, например, существует уникальная методика. Суть метода заключается в том, что, начиная с седьмого класса, каждый учащийся ежегодно пробует свои способности в шестнадцати (!) различных профессиях. После этого, совместно с психологами и преподавателями проводится подробный самоанализ способностей по  62-м пунктам. А затем на основе полученного индекса самооценки разрабатывается индивидуальный план обучения. В России дело чаще всего ограничивается лишь стандартными тестами и беседой с психологом. И то не везде.

Наш корр.