Главная » Новости » Страницы истории » БРАЛ ЛИ ПЕТР ПЕРВЫЙ ДМИТРИЕВЦЕВ В "ГРЕБЦЫ СВОЕЙ ШЛЮПКИ"?
27 мая

БРАЛ ЛИ ПЕТР ПЕРВЫЙ ДМИТРИЕВЦЕВ В "ГРЕБЦЫ СВОЕЙ ШЛЮПКИ"?

первый русский корабльКаждый город имеет свою историю возникновения и развития. Можно условно провести аналогию с Будапештом. Естественно, этот город как по численности населения, так и по древности несопоставим с Камышином. И все же рискну сделать сравнение. Столица Венгрии образовалась от слияния двух городов: Буда (на правом берегу Дуная) и Пешт – на левом.

Что касается Камышина, то его возникновение связано с Волгой и речушкой Камышинкой, делившей город на две части. А понятия «старый» и «новый» двух частей города исторически все время менялись. Теперь они практически не используются. Появились новые наименования: поселок текстильщиков, бухта, 3-й городок, 5-й микрорайон, а в целом – это город Камышин.

…В XVI-XVII веках плавать по Волге с товарами было очень небезопасно: степняки-кочевники и казаки учиняли набеги, грабили торговые караваны. Основное направление крестьянских побегов от кабалы в Московском государстве шло на юго-восток. Их прибежищем часто становилось Поволжье. Сюда стекалась самая отчаянная голытьба, которая имела при себе только «шапку да кафтан». Из нее-то и образовалось особенно беспокойное волжской казачество.

Весной 1667 г. Степан Разин поплыл вверх по Дону и в месте, где Лон сближался с Волгой перешел на Волгу и напал на весенний сборный караван судов, шедших из Нижнего Новгорода в Астрахань. Караван был разграблен, начальные люди убиты. В мае того же года тысяча казаков во главе с атаманом Стенькой Разиным с Дона через Иловлю и Камышинку вышла на Волгу и снова разграбила большой торговый караван.

А теперь дели, что взято!
Всем по ровну, без греха!
Горстью мерь, сребро и злато,
А на локоть мерь меха.
А когда луна остудит
Волны Волги и песок,
Всем по очереди будет
С полоняночкой часок!
(В. Я. Брюсов)

Московское правительство для охраны Волжского пути, по которому велась торговля с Закавказьем, Персией, государствами Средней Азии, Индией, стало строить на Волге небольшие крепости. Вокруг них образовались и посады, которые со временем стали основой будущих городов.

Для защиты волжского торгового пути от речных грабителей и от разинцев летом 1668 г. По указу царя Алексея Михайловича стрельцами под командованием английского инженера-полковника Томаса Бейли на левом очень крутом берегу речки Камышинки при впадении ее в Волгу, была построена крепостница – Камышинка. Государевы стрельцы должны были охранять Волгу, не пропускать с Дона «воровских казаков». Но крепостица просуществовала недолго. В мае 1670 г. На Волге опять появился Степан Разин. Он легко взял крепостицу, не оставив камня на камне.

Усмехался злорадно
Стенька:
- Разве город?!
Так… деревенька!
Пусть сгорит насовсем,
дотла…
(Николай Белозубов).

Путь с Дона на Волгу для казаков теперь стал свободным.

К лету 1671 г. Все Поволжье было очищено от разинских отрядов. Сам атаман и предводитель голытьбы 6 июня 1671 г.был казнен. Данное событие нашло отражение в народной песне «Смерть Степана Разина»:

«… Он гулял, гулял, погуливал, …
Атамана больше нет у нас, …
Поймали добра молодца, …
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову.»

В 1692 г. Петр I приказал сформировать для Камышинки полк стрельцов. 27 сентября 1697 г. Тысячной стрелецкий полк прибыл в новопостроенный городок на Камышинке. Одно из ранних описаний Дмитриевска датирует основание городка 1697 г., а строителем его называет князя Б. А. Голицына. Наиболее вероятной, по мнению ряда историков-краеведов, представляется версия, что крепостница получила название Дмитриевск по «первосозданной церкви великомученика Димитрий». Версия, по мнению специалиста по истории России XVIII в., доктора исторических наук, зав. Кафедрой Саратовского госуниверситета им. Н. Г. Чернышевского С. Мезина, о создании Дмитриевского полка носит вымышленный характер, ибо отдельного Дмитриевского полка в петровское время, по-видимому, не существовало. Факт заселения Дмитриевска в 1697 г. подтверждается надписью на иконе Богоматери, которая хранилась в Камышинском Троицком соборе. Первыми его поселенцами были служивые люди, царские стрельцы со своими семьями. По сообщениям голландского путешественника, этнографа и писателя, К. де Бруина на житье в Дмитриевск в мае 1703 г. прибыло из Москвы до 4000 семей. Эта цифра свидетельствует о том, что здесь тогда было сконцентрировано население, сравнимое по численности с самыми значительными городами России того времени. А на атласе К. Крюпса, выпущенного в Амстердаме в 1704 г., по обеим сторонам устья Камышинки показаны городские поселения с укреплениями и многочисленными бастионами. Поселение на левом берегу речки названо «Камышинка-город», где теперь располагается противотуберкулезный диспансер, а правобережная крепость – «Петр-город». Получается чуть ли не Петроград. Очевидно, что тогда в ходу были различные поселения: Камышинка (Камышенка), Дмитриевск (Дмитриев), Петр-город. Последнее название применяемое к правобережной крепости, вскоре вышло из употребления и в наши дни звучит как «бухта».

После приостановки строительства канала со стороны Иловли Дмитриевск обезлюдел и из 4000 семей, указанных выше, осталось 1000 человек стрельцов и казаков. А в 1704 г. и того меньше: 700 человек из гарнизона находились в «Свейском походе» (тогда Россия вела войну со Швецией, чтобы «прорубить окно в Европу»). Город превращался в небольшую «украинную» крепость. Не калмыки и казаки, кочевавшие в округе, а восставшие стрельцы и казаки представляли тогда для Дмитриевска главную опасность…

И все же считать датой основания южной части города, ссылаясь на атлас К. Крюйса, будет не совсем правомерным, о чем мы скажем ниже. Тот же Сергей Мезин считает, что воеводой города в 1705 г. был Данила Титов. Ранее многие краеведы первым воеводой города называли некоего Якова Буша (Бужа). Но его существование документально не подтверждается.

Булавинское восстание 1707-1708 годов самым драматическим образом отразилось на судьбе города на Камышинке. Беспрестанно войдя в город, казаки расстреляли из пушек укрепленный воеводский двор. Даниле Титову удалось бежать («ушел в лодке») и укрыться. После того как 20 июля астраханское войско П. М. Апраксина освободило Царицын, положение восставших в Дмитриевске стало критическим. После этого многие казаки побежали на Дон. А тех жителей, кто на Дон идти не хотел, стали бить и грабить.

После этого власть в Дмитриевске вновь перешла к воеводе Д. Титову. Таким образом власть булавинцев продержалась в Дмитриевске с 13 мая до начала августа 1708 г. После описанных событий оставшиеся жители Дмитриевска были сселены на правый низкий берег Камышинки. Об этом было сказано в царском указе от 20 июня 1710 г. «О переносе города на другой берег Камышинки». В августе того же года астраханский митрополит Сампсон давал указания о переносе и престола соборной церкви святого Димитрия.

Нелегко было дмитриевцам бросать старое, уже обжитое место и переселяться на низинное, гиблое, болотистое… «Сперва жили в шалашах и землянках… терпели татарские набеги, разорения; засим не только служилые, но и их жены и дети рыли около города ров высыпали вал с палисадником…».

Таким образом, в 1710 г. город был перенесен на правый берег Камышинки. В историческом плане 1668 г. – дата основания северной части города, а 1710 г. – южной. Также как для Будапешта: Буда известен со II в., Пешт – с начала XIII в. Жизнь города тогда была связана с соляным и рыбным промыслами. Городские жители имели немалую выгоду и от торговли с калмыками. Летом калмыки на две-три недели пригоняли на левый берег Волги лошадей, овец и прочий скот и обменивали их на рожи или муку, железо, медь, котлы, ножи, верхнее платье и белье. Рожь для продовольствия привозилась по Волге. Русские в этом крае тогда еще не пахали и не сеяли. В обмен на рожь вверх по течению отправлялась рыба и соль. 15 июня 1722 г. Петр Первый останавливался в Дмитриевске по дороге в Персию.

Сощурив хитро левый глаз,
На берег Петр степенно вышел.
Так оказался в первый раз
Царь русский в крепости Камышин.
(Н. Ненашев)

В Походном журнале отмечено: «По утру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из 15-и, им ответствовали из 3-х пушек, где Его Величество изволил осмотреть город и тут быв часа с два…».

Пребывание царя в Дмитриевске народная память окружила различными преданиями и легендами. Одно из преданий сообщает о том, что Петр I, следуя в Персидский поход, взял из города 40 человек «в гребцы своей шлюпки», из которых возвратились из Персии только двое, а остальные умерли. Это предание имеет в своей основе реальный факт: из жителей всех волжских городов брались лоцманы и гребцы для царской флотилии.

Второе предание отражает недовольство дмитриевских жителей перенесением города на мокрое болотистое место на правой стороне Камышинки. А царь, якобы, по словам летописца выразил желание наказать того «князя», который приказал переселить жителей: «его на том месте повесить». Это предание является чистым вымыслом, ибо город переносился по царскому указу.

С конца XVIII в. Камышин становится торговым городом Поволжья. К концу XIX в. В нем проживало уже около 18 тыс. человек. Очередной толчок развитию города дала железная дорога Тамбов-Камышин. А в 1896 г. через Камышинку был построен деревянный мост, который соединил северную, старую и южную, новую части города.

…Прошли годы. В 30-х годах XX в. Были построены стеклотарный и консервный заводы. Особенно бурное развитие город получил после войны. Северную часть города условно можно назвать промышленной. Здесь сосредоточились: энергетическое сердце – теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), текстильные фабрики, крановый и стеклотарный заводы, предприятия стройиндустрии, хлебокомбинат, железнодорожная станция, водоканал, нефтебаза. При раздвоенности города на две части центр определить очень сложно. Также условно его можно обозначить по расположению органов управления. Мы посчитаем за центр южную часть, где обосновались здания администрации, типографии и редакции газеты «Диалог», гостиница «Опава», рынок, автовокзал, различного профиля учебные заведения.

Город соединен мостом, но теперь уже железобетонным. Он придает Камышину панорамный колорит и красоту. Но «горлышко бутылки», особенно в часы пик, в наши дни уже задыхается от автомобильных пробок. Раньше, когда и автотранспорта не было столь много, в летнее время нас перебрасывал с одного берега бухты на другой «лапоть». Так называли мы небольшой по вместимости баркас за его тихий ход. За сравнительно короткий срок город расширил свои границы на северо-запад. На третьем городке и в 5-ом микрорайоне проживает уже значительное число камышан. Об обоих берегах речушки Камышинки, на которых возникли две части нашего города, говорить не приходится. Он разделен теперь бухтой, в которой и порт, и пассажирская пристань. О многочисленных пристанях на берегу Волги у городских крутых и обрывистых склонов можно только вспоминать старожилам или современникам с изумлением и любопытством рассматривать на различных фотографиях прошлого да на полотнах певца-художника древнего Камышина – Павла Бутяева.

Виталий Королев

Оставить комментарии можно НА ФОРУМЕ